Стиль ампир | Colors.life
75

Стиль ампир

Его величество «ампир великолепный» Наверное, каждый стоящий у верховной власти правитель, стремится оставить как можно более заметный след в истории временем своего царствования. Вот и наполеоновская эпоха известна нам не только чередой завоевательных походов и сражений одноименного императора, но и моментом зарождения во Франции нового архитектурно-прикладного стиля под названием «ампир». Само название раскрывает суть и назначение данного стиля. «Ампир» (от фр. empire style – «имперский стиль») возник во время правления императора Наполеона I (1804 –1815 гг.) и активно развивался в первой трети XIX века.

Свои корни «наполеоновский» стиль берет в «классицизме» с его строгими канонами, заимствованиями из античности и торжественно-парадной обстановкой, но значительно дополняет его специфическими нововведениями. В задачи нового стиля прежде всего входило показать величие и могущество империи Бонапарта. С этой целью вслед за «классицизмом» продолжается обращение к прошедшей проверку временем древней культуре, но упор преимущественно делается на искусство позднего Рима, в меньшей степени – древних Греции и Египта. Причем если в эпоху главенства классического стиля делались некоторые заимствования из древних культур, то «ампир» иногда грубо копирует те достижения былых цивилизаций, которые могут подчеркнуть мощь и военное превосходство государства. Стиль становится официальным и начинает искусственно «насаждаться» сверху. Желание правителя показать блеск и силу империи, влияние древних культур, делают его менее строгим и сдержанным, нежели классический, добавляя несколько агрессивного шика в деталях. Выражалось это в нетипичных ярких цветах мебели и аксессуаров, в дерзких цветовых контрастах и необычной форме мебели, в элементах военной тематики в интерьере. Важными требованиями стиля становятся непременная целостность и четкая симметрия всех элементов обстановки, монументальность форм.

Материалы для стиля ампир Материалы используются натуральные, дорогие: дерево ценных пород, камень, металлы, в том числе драгоценные, кожа и т. д. Пол, как правило, паркетный, художественно оформленный из различных ценных пород дерева, либо мраморный с эффектом мозаики. В спальне и гостиной уместен ковер с коротким ворсом. Для усиления эффекта целостности и связности элементов обстановки половое покрытие обязательно сочетается по цвету с мебелью и другими предметами интерьера. Обычное явление в рамках стиля – чисто-белый потолок или же несколько смягченный, например, цвета слоновой кости, кремовый, но обязательно светлый. По краям и вокруг люстры потолок может быть украшен лепниной в малом количестве. Типично использование карнизов. Стены в стиле «ампир», как и пол, имеют не только функциональное, но и декоративное назначение. Неслучайно для их отделки выбирается богатый текстиль ярких цветов, например, шелк или парча либо создается имитация ткани. Стеновую поверхность можно окрасить насыщенными цветами, расписать фреской или в технике гризайль. Рекомендуемы рельефные украшения – фрагменты лепнины, медальоны и прочее. Плоскости стен должны быть большими, нерасчлененными. Белый и золотой цвет в оформлении потолка и стен, пожалуй, лучшее сочетание, способное подчеркнуть роскошь убранства и создать простор даже в не очень большом помещении.

Мебель в «имперском» стиле ампир занимает особое место. Прежде всего, ее должно быть много. Это всевозможные комоды, барные стойки, столики разного назначения, тумбочки, длинные кушетки на античный манер, книжные шкафы и т. д. В общих чертах вся мебель массивная и тяжеловесная, с большими гладкими полированными поверхностями, обильно декорирована в античной тематике и была произведениями искусства лучших мастеров, но зачастую теряла в удобстве, по виду напоминая больше архитектурные объекты, и все из-за своих стилистических задач – показного величия и богатства. Например, нередко в дизайне стиля «ампир» можно было встретить тумбочки в виде постаментов, умывальные столики в форме треножников, стулья со спинкой, имитирующей лиру. Более того, архитектурные элементы, свойственные античности, –колонны, арки, консоли, фризы – непосредственно использовались в отделке мебели.

Характерно, что мягкой мебели отводилось достаточно скромное место. Та же, которая использовалась для сидения, была жесткой и неудобной. Натуральные материалы для создания мебели – немаловажное требование стиля. Именно «ампир» вводит моду на мебель из дорогостоящего красного дерева; среди мягкой мебели популярностью пользовалась обивка из кожи, вытканного золотом шелка. В качестве украшения использовались золочение, бронза, резьба. Опорные части столов, стульев, диванов изготавливались в виде гриффонов, химер, античных герм, сфинксов, лебедей, львиных лап. Передние ножки кресел по типу древнеримских нередко начинались сразу от подлокотников. Углы шкафов и комодов обрамлялись отдельно стоящими фигурами Ник (крылатых побед) либо венчались античными колоннами в бронзовой отделке. Вся мебель имеет замкнутые прямоугольные формы, в ее конструкции старались избегать выступов, на вид достаточно приземиста. Массовое распространение получили широкие кресла с низкими спинками, комоды.

Примечательно, что эпоха «ампира» вообще значительно разнообразила привычные для того времени виды мебели – появляются горки (наборы из шкафов, ящиков, полок), узкие серванты и витрины, сервировочные столы круглой формы (для размещения фарфоровой посуды). Благодаря военному образу жизни Наполеона, в обиход вводятся складные табуреты с Х-образными ножками, которые сейчас используются нами в походных условиях. Предпочтение отдавали темным цветам мебели – венге, черный, темно-красное дерево, либо использовали черный лак. Отделка пестрила многоцветием и отличалась сочетанием разнообразных экзотических пород древесины. Например, нередко можно было встретить употребление фанеровки из красного дерева в контрасте со светлыми породами туи, палисандра; глянцевые мозаичные конструкции в виде деревянных пластин, яркоокрашенных в красный, зеленый, голубой цвета. На фоне темной поверхности мебели и отделки под «золото» общая картина мебели получалась достаточно экзотической, зато как нельзя лучше соответствовала цели произвести впечатление.

Цвета стиля ампир Традиционно в интерьере использовались насыщенные цвета наполеоновского флага – красный, синий, белый, а также их производные – малиновый, алый, голубой и т. д. Возможные сочетания: белый с золотым, серебряным, пурпурным, зеленым. Сочные цвета и нарядные контрасты передают величие и процветание хозяина апартаментов.

Декор «ампира» Используются античные архитектурные формы (колонны, пилястры, карнизы и т. п.) и орнаменты. Помимо уже освоенных «классицизмом» лаконичных гирлянд из цветов, дубовых ветвей, лавровых венков, пальметт, геометрического греческого орнамента появляются изображения военной тематики – шлемы, стрелы, мечи, ликторские связки, а также символика империи – пчела, орел, звезда и буква N в обрамлении венка. Идеальная целостность пространства создавалась, в том числе, однотипными украшениями на разных предметах интерьера. Одинаковый золоченый орнамент на креслах и диване, на багете картин и зеркал… Конечно, воплощение стиля «ампир» было непростой задачей, но на то он и императорский стиль. Помещения наполнялись массивными напольными светильниками с тканевыми плафонами в отделке драгоценных и полудрагоценных металлов, белыми алебастровыми вазами, шкатулками из мрамора, разными коллекционными вещицами. Из посуды были популярны серебряные конфетницы, корзинки для фруктов, тончайший фарфор и хрусталь

Общая стилистика интерьера оставляет впечатление некого иллюзорного мира. Пространство насыщено изображениями мифических животных, которые появляются на различных предметах обстановки вплоть до дверных ручек. Погружению в загадочную атмосферу способствует обилие зеркал, которые развешиваются даже в самых неожиданных местах – на дверных створках, над уровнем пола между мебельных ножек и обязательно в спальне. В центре будуара ставили зеркало, напоминающее арку размером с человеческий рост. Сами предметы интерьера, как актеры в спектакле, играют неизбитые роли – ценным аксессуарам придается вид дешевых безделушек, помещения маскируются. По виду картонная шкатулка при ближайшем рассмотрении оказывается мраморной, стеклянный флакон – яшмовым. В моде были спальни, оформленные в виде военного шатра. Стены могли быть обклеены панорамными обоями с изображениями фантастических пейзажей. Игра света поддерживалась отблеском свечей в хрустальных люстрах. Тяжелые портьеры, как занавес сцену, прикрывали созданный маскарад, не позволяя реальности разрушить королевство «зазеркалья».

Современный «ампир» 1. Подчеркнуть стиль помогут картины в духе XIX века (античной тематики, портреты, городские пейзажи). 2. Обязательным атрибутом должна быть массивная кровать с высоким изголовьем. Если высота потолков позволяет, лучше оформить подиум с использованием ниспадающего с потолка балдахина или же украсить ножки кровати львиными лапами. 3. Для имитации тканевой поверхности стен, свойственной стилю, удобно использовать виниловые обои с характерным мелким рисунком или в полоску. 4. Вместо паркета можно выстелить линолеум, имитирующий древесину, либо ковролин с объемным рисунком. 5. Большое пространство гостиной лучше разбить на зоны посредством колонн. Так будет соблюдено условие лучевой композиции, присущей стилю, когда предметы перетекают из одного в другой. 6. Соответствие стилю придаст шкаф-купе с резными дверцами и большим зеркалом; книжный шкаф с полками от потолка до пола; напольные часы, оформленные под старину; подставки под цветы в форме литой треноги; серванты с красивой посудой.

Заключение по стилю ампир Таким образом, «ампир» можно назвать кульминацией классического стиля, когда былая строгость еще поддерживалась, но параллельно происходили трансформации в сторону придания пышности и великолепия обстановке. Ярче всего стиль проявился в убранстве резиденций императора Наполеона Бонапарта и его свиты и имел быстрое распространение в европейские монархические дворы и дома аристократии.


Теги
#интерьер #дизайн
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Мария Поливанова
Мария Поливанова
Автор
447 дн. назад
/// Scroll to comments or other