Икона. Как создается чудо. | Colors.life
38

Икона. Как создается чудо.

Недавно специально для британской королевы Елизаветы II в Букингемский дворец была привезена сделанная по заказу на Урале икона Божьей Матери «Умиление». Теперь она красуется в монарших покоях главы англиканской церкви, и королева даже молится перед образом. Объяснили члены августейшей семьи такой нетрадиционный для англичан шаг просто: «От ваших икон исходит удивительная сила».

«Техника иконописания совершенно своеобразна и сложна, последовательность писания иконы выработана древностью, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами, из поколения в поколение вплоть до наших дней».

Для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить – залевкасить, т.е.
нанести специально приготовленный грунт – левкас. Делается он из мела и клея. В России клей изготавливают из желатина, Этим клеем проклеивается вся доска, с предварительно процарапанной макетным ножом, лицевой поверхностью (для лучшего скрепления с паволокой, паволока – ткань клеящаяся на поверхность доски).

Наносится не менее 10 слоев левкаса, с обязательной просушкой. Когда нанесено достаточное количество слоев, доску нужно зачистить наждачной бумагой до максимально ровной и гладкой
поверхности, чтобы можно было писать.

На готовую доску надо нанести рисунок. В данном случае копировалась
новогородская икона. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок
переносится на доску.

Затем он усиливается черным цветом (темперой) и делается графья. Графья –
тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые не виден рисунок).

Следующий этап – подготовка необходимых участков под позолоту. В данном случае позолоченными будут нимб и поле по периметру иконы. Технология следующая
– повехность полируется, на нее наносится щелак для того, чтобы не провалился левкас. Затем наносится желтая эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность.
Сохнет эмаль сутки, после этого наносится прозрачный лак, а когда он высохнет (еще сутки), участки мажутся морданом, специальным составом, на который (через 12 часов) клеится сусальное золото.

Следующий этап – подготовка эмульсии и красок. В иконописи используются как натуральные, природные пигменты, так и темпера, которая продается в художественных салонах. Я пользуюсь и теми, и другими. Натуральные покупаю у геологов, работать с ними сложнее, но они дают иконе неповторимое свечение. Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво, в пропорциях 1 желток – полскорлупы пива.

На стекло сыпется немного пигмента, добавляется эмульсия и растирается до однообразной массы. Затем готовая краска аккуратно переливается в баночку.

Когда все необходимые работы по подготовке доски к письму закончены, можно приступать непосредственно к написанию иконы. Начинать нужно с молитвы. Затем уже брать в руки кисть. Вот как выглядит раскрытая икона:

Первый этап – роскрыш, т.е. раскрывание, раскладка всех цветов на доску, как основных, так и подложек (под некоторые цвета предварительно наносится цвет – подлоджка). Следующий этап либо проработка одежд, либо антуража(горок, архитектуры и т.д.).

Последний этап – покрытие иконы защитным слоем. В старину и сейчас многие используют олифу, но от нее икона приобретает желтовато-коричневый оттенок, к тому же олифа может лечь пятнами. Поэтому некоторые иконописцы используют копаловый лак из натуральных смол. Лак в небольшом количестве выливается прямо на икону и затем рукой аккуратно растирается по всей поверхности. Когда он впитается, убираются излишки и икона фикается (название от характерного звука “фик”), т.е. рукой выравнивается тонкий слой лака и убираются возможные соринки, ну и создается матовый оттенок.


Теги
#искусство #икона
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Ирина Nisengauz
Ирина Nisengauz
442 дн. назад
/// Scroll to comments or other