Свет на кухне: ошибки и принципы | Colors.life
12

Свет на кухне: ошибки и принципы

Далеко не всегда кухня служит центром квартиры, но даже если семейные ужины и посиделки проходят не тут, а где-то еще, кухня обязана быть уютной. Уж очень много времени мы проводим тут, хотим мы этого или нет. Именно поэтому освещение этого уголка должно быть максимально комфортным.

Конечно, всем везет по-разному: некоторые кухни даже в дневное время требуют подсветки (хотя и не всегда ее в таких случаях включают). Стоит ли компенсировать этот эффект за счет отделки кухни — светлых стен, глянцевой мебели? Нам кажется, что да, хотя фактура фасадов оказывает на освещенность куда меньшее влияние, чем их цвет. Мода на темные кухни, к счастью, постепенно сходит на нет... но даже если вы выбрали именно такую — темную — обстановку, а тем более если такая обстановка досталась вам без вашего желания, всё можно исправить искусственным освещением.

Но прежде надо определиться, что именно мы ожидаем получить, щелкая выключателями. Именно выключателями, а не одним выключателем — потому что без зонирования освещения настоящего комфорта вкупе с функциональностью на кухне добиться трудно. Общее освещение нужно для того, чтобы равномерно осветить все помещение — ярко и бескомпромиссно. Как правило, эта функция достигается одним мощным источником света, расположенным в центре под потолком. Ошибиться тут трудно: если мощность лампы достаточна, единственный просчет, который можно допустить — поместить лампу без рассеивателя, такую, на которую больно бывает смотреть, не закрывая глаза. Особенно неприятно такие варианты смотрятся в кухнях с упомянутыми выше глянцевыми фасадами — резкое и агрессивное световое пятно встречает нас там не только на потолке, но и на всех фасадах, подчеркивая все царапины и разводы на мебели.

Что мы получаем, добавляя к общему освещению дополнительное (так называемое "периферийное")? Возможность включить набор источников света над каждым из сегментов — зоной работы и зоной отдыха. Если площадь нашей кухни относительно велика, нам нужно суметь подсветить каждое из рабочих мест: плиту, мойку, шкафы, рабочую поверхность стола (или столов). Отдельно можно обозначить подсветкой и обеденный стол — уже не ради комфорта работы, а ради уюта. Можно ли полностью отказаться от общего центрального освещения в пользу зонированного? Можно, и многие так и делают — но не на этапе проектирования и устройства электрики, а на этапе эксплуатации. Как показывает практика, многие включают центральный свет только для уборки, все остальное время обходясь периферийной подсветкой.

К сожалению, есть и случаи, когда развитое периферийное освещение кухне противопоказано. Речь идет о старых домах с маленькими кухоньками — с небольшой площадью и низкими потолками. Большинство попыток устроить зонированное освещение заканчивается излишней загроможденностью крошечного помещения, которое мы и без того уменьшаем за счет обилия кухонной мебели. Да и нужно ли периферийное освещение в комнате площадью, скажем, в шесть квадратных метров? В таких кухнях достаточно одного яркого, но снабженного рассеивателем светильника на потолке. Конечно, это не мешает устроить дополнительные линии подсветки над плитой и под кухонными шкафами — то есть там, где источники света не видны и, значит, не вызывают ощущения излишней нагруженности комнаты. Они пригодятся, поскольку в маленьких кухнях теней от шкафов, падающих на рабочую поверхность, при одном общем источнике света не избежать.

А большая кухня приносит свои задачи и сложности. Скажем, сверхпопулярная сейчас идея об устройстве кухонного острова в обязательном порядке требует собственной зоны подсветки. Как правило, ее реализуют посредством серии точечных светильников по периметру, однако никто не мешает осветить "остров" светодиодными полосками или люминесцентными линейными приборами.

В чем же заключается сложность, упомянутая в предыдущем абзаце? Светильников сейчас в магазинах предостаточно на любой вкус и кошелек, а грамотный монтаж их — не бог весть какая наука? Спору нет, но все же ошибок делается предостаточно. Самая главная из них — несоблюдение или рассогласование "цветовых температур". Большинство люминесцентных светильников, которые можно увидеть на прилавках, четко делятся на три типа: "дневного света", "холодно-белые" и "тепло-белые". Если такой маркировки нет, оттенок света всегда можно установить по цифре с индексом K (что означает ту самую температуру в кельвинах). Встретив, скажем, обозначение 2700K, можно точно говорить о тепло-белом свете. Собственно, к нему относится любая цветовая температура ниже 3300K. А все, что выше — это уже "холодно-" или "нейтрально-белый", по превышении 6400K становящийся "дневным".

Само собой разумеется, что цветовые температуры источников света на кухне стоит подбирать более-менее равными, ориентируясь на то, в чем мы никогда не хотели бы экспериментировать — скажем, "уютная" низкая лампа над обеденным столом светить мертвенно-"дневным" светом никак не должна. Основная проблема начинается, когда мы пытаемся комбинировать источники света разных типов и связана с особенностями спектров люминесцентных и светодиодных ламп: поскольку они представлены на спектрометре не сплошными полосами, а набором узких линий, даже при одинаковой по цифрам цветовой температуре оттенок на глаз будет восприниматься как разный. Вот почему нужно не полениться и включить в магазине одновременно все типы светильников, которые вы собираетесь использовать в кухне. Только так вы заранее поймете, что выбивается из общей "световой колористики", а значит, сможете с самого начала добиться комфорта — и не только зрительного: душевное спокойствие все-таки тоже значит очень много.


Теги
#дизайн #советы
Вам будет интересно
Инесса Росина (Pronik-Glibort)
Реклама
Комментарии (0)
Александр ПИХневич
Александр ПИХневич
Автор
446 дн. назад
/// Scroll to comments or other