О магических функциях колокольчика | Colors.life
52

О магических функциях колокольчика

Считается, что образ колокола в европейской культуре неразрывно связан с христианством. Более того, само изобретение колокола приписывают одному из подвижников христианской церкви - епископу Павлину Ноланскому, епископом «Нолы, что в Компани». По легенде, форму колокольчика епископу подсказали цветы. Он возвращался с богослужения и услышал необыкновенной чистоты звуки, а издавали их прекрасные полевые колокольчики от дуновения ветра. Тогда его и осенила идея создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
Но это не совсем так, колокольцы были известны уже жителям Древней Ассирии. Индейцы Доколумбовой Америки также использовали в быту предметы, которые можно назвать колокольчиками. В Китае колокола появились во втором тысячелетии до н. э. Из набора колокольчиков состоял древний ударный музыкальный инструмент бянь-чжун. С колокольчиками были знакомы древние иудеи, они связывали с ними понятия о чистоте и невинности. В странах Востока, где распространен буддизм, можно найти колокольчики гхан-та с ручками в виде сакрального жезла ваджра.
И конечно же до принятия христианства колокольчики были обычны у славян, где играли роль оберега отпугивающего звоном злые силы. В традиционной культуре магические функции имело не только слово, человеческая речь, не только звуки, издаваемые человеком и животными, но также звуки природы и шумы. Одним из предметов, издающих звук и имеющих магический смысл был колокольчик. Отсюда, кстати, сохранился древний обычай вешать ботало на шею коровам и другим домашним животным. Разумеется, такой оберег выполнял и рациональную функцию, позволяя быстрее найти потерявшуюся скотину. С помощью колокольчиков славяне лечили болезни горла и недуги, при которых пропадает голос. Любопытно, что у словаков был обычай поить плохо говоривших детей из колокольчика, который до того использовали во время колядок. В современном мире распространена гипотеза о губительном действии колокольного звона на некоторые патогенные микроорганизмы. При этом сам колокольчик ассоциируется с женским началом, а его вытянутое навершие - с мужским.
Слово «колокол», если сильно не углубляться в глубинные образы букв, от старинного славянского слова «коло», обозначающего круг. От него коло-бок, коло-ворот, а в астрономии — коло солнца, коло луны. Получается, что колокол — окружность (круг) в круге. Можно сказать, что это местность, охваченная кругом. И весь мир называют словом вселенная, то есть место куда вселена жизнь, кстати, в старославянском «лен» — земельное владение и само право на него. Оттого и колокол(лен) звон, то есть округ заполненный звоном, иначе вибрацией сознания, что определяет границы владения и право на него. Отсюда легко понять воздействие звона на верующего, его душу. Душа — бессмертное начало в человеке — вселенная. Кстати не следует забывать что православные христиане возносили колокола на высокие звонницы — чтобы увеличить радиус воздействия.
«Начало коло, не имущее конца, безначального Отца, собезначальное рождение Сына от Отца, а звукогласное исхождение от кола-венца исхождение Св. Духа от Отца, нераздельное Троицы всенераздельное бытие» — такова надпись на колоколе Новоиерусалимского монастыря.

Так же предки славян издавна, куклу оберег - Колокольчик наряжали в три юбки. Считалось, что и у человека три царства – золотое, серебряное и медное. Из трех частей складывается и счастье. Человек чувствует себя счастливым, когда хорошо телу, радостно на душе, а дух его спокоен.

Бронзовые колокольчики известны на территории всех славянских земель. Славяне использовали колокольчик в обрядах и ритуализованных ситуациях — это ритуальный предмет, звук которого использовался для отгона потусторонних сил, неблагоприятных явлений, для отпугивания хищных и изгнания вредных животных, а также для коммуникации в обрядовых ситуациях, когда человеческая речь была запрещена. Былое исключительное отношение к колокольчикам, бубенцам и звонкам как к предметам сакральным, кажется, отражено в словацком запрете, согласно которому даже детям не разрешалось играть с звенящими предметами, потому что их звук может накликать беду, если им баловать, в противоположность тому, что звон, позвякивание, наоборот, отгоняют злые силы и вообще все злое, ведьм, души заложных покойников, град, бурю, диких зверей, кротов, мышей, лягушек, змей и прочих гадов, болезни и т. д.
Считается, что образ колокола в европейской культуре неразрывно связан с христианством. Более того, само изобретение колокола приписывают одному из подвижников христианской церкви - епископу Павлину Ноланскому, епископом «Нолы, что в Компани». По легенде, форму колокольчика епископу подсказали цветы. Он возвращался с богослужения и услышал необыкновенной чистоты звуки, а издавали их прекрасные полевые колокольчики от дуновения ветра. Тогда его и осенила идея создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Но это не совсем так, колокольцы были известны уже жителям Древней Ассирии. Индейцы Доколумбовой Америки также использовали в быту предметы, которые можно назвать колокольчиками. В Китае колокола появились во втором тысячелетии до н. э. Из набора колокольчиков состоял древний ударный музыкальный инструмент бянь-чжун. С колокольчиками были знакомы древние иудеи, они связывали с ними понятия о чистоте и невинности. В странах Востока, где распространен буддизм, можно найти колокольчики гхан-та с ручками в виде сакрального жезла ваджра. И конечно же до принятия христианства колокольчики были обычны у славян, где играли роль оберега отпугивающего звоном злые силы. В традиционной культуре магические функции имело не только слово, человеческая речь, не только звуки, издаваемые человеком и животными, но также звуки природы и шумы. Одним из предметов, издающих звук и имеющих магический смысл был колокольчик. Отсюда, кстати, сохранился древний обычай вешать ботало на шею коровам и другим домашним животным. Разумеется, такой оберег выполнял и рациональную функцию, позволяя быстрее найти потерявшуюся скотину. С помощью колокольчиков славяне лечили болезни горла и недуги, при которых пропадает голос. Любопытно, что у словаков был обычай поить плохо говоривших детей из колокольчика, который до того использовали во время колядок. В современном мире распространена гипотеза о губительном действии колокольного звона на некоторые патогенные микроорганизмы. При этом сам колокольчик ассоциируется с женским началом, а его вытянутое навершие - с мужским. Слово «колокол», если сильно не углубляться в глубинные образы букв, от старинного славянского слова «коло», обозначающего круг. От него коло-бок, коло-ворот, а в астрономии — коло солнца, коло луны. Получается, что колокол — окружность (круг) в круге. Можно сказать, что это местность, охваченная кругом. И весь мир называют словом вселенная, то есть место куда вселена жизнь, кстати, в старославянском «лен» — земельное владение и само право на него. Оттого и колокол(лен) звон, то есть округ заполненный звоном, иначе вибрацией сознания, что определяет границы владения и право на него. Отсюда легко понять воздействие звона на верующего, его душу. Душа — бессмертное начало в человеке — вселенная. Кстати не следует забывать что православные христиане возносили колокола на высокие звонницы — чтобы увеличить радиус воздействия. «Начало коло, не имущее конца, безначального Отца, собезначальное рождение Сына от Отца, а звукогласное исхождение от кола-венца исхождение Св. Духа от Отца, нераздельное Троицы всенераздельное бытие» — такова надпись на колоколе Новоиерусалимского монастыря. Так же предки славян издавна, куклу оберег - Колокольчик наряжали в три юбки. Считалось, что и у человека три царства – золотое, серебряное и медное. Из трех частей складывается и счастье. Человек чувствует себя счастливым, когда хорошо телу, радостно на душе, а дух его спокоен. Кукла-оберег Колокольчик Кукла-оберег Колокольчик Эта задорная кукла – оберег радости и хорошего настроения. Дарящий Колокольчик желает одариваемому получать лишь хорошие новости и пребывать в радости и веселии. Древние славяне видели человека сложносоставным – буквально состоящих из нескольких составов (тел). Каждое из тел обладает своей способностью Видеть. Чтобы раскрыть это Видение, нужно всего лишь убрать помехи. А это ничто иное как Очищение души, тела и духа . Отсюда и название ПОСЕЛЕННЫЙ ПУЗЫРЬ (ЖИЛО) - жизненное пространство сознания человека – Пузырь Жизни, подобно сфере вселения – Вселенной. Так же не бесполезным действом будет задуматься о способах извлечения звука из колоколов: одним из способов по колоколу ударяют снаружи, а другим способом, подвешенный язычок ударяет из внутри, это подобно внутреннему и внешнему восприятию мира человеком. Поселенный пузырь Поселенный пузырь И по ныне можно найти на христианских колоколах отголоски прошлого звона древних колокольчиков: - «Аз есмь глас жизни; зову вас: молитесь, приходите» — такая надпись стоит на «полуденном» колоколе в Страсбурге. И действительно, колокола и их предшественники сзывали людей для общего благого дела с глубокой древности. Так же интересно будет отметить, что в мифах всех народов мира кузнец обладал сверхъестественной созидательной силой: ведь он был связан с огнем, а это — солнце. Он выступал как «божественный мастер», «господин всех ремесел». Он построил дом солнцу, ему подвластна стихия огня — солнца и молний. У славян вокруг фигуры кузнеца существовало огромное количество поверий и мифов, и недаром именно кузнец Вакула побеждает нечистого в ночь перед Рождеством у Н.В. Гоголя, ведь в кузницах и рождались первые колокольчики. По своей форме колокольчик напоминает купол, а сверху он похож на солнце. Бронзовые колокольчики известны на территории всех славянских земель. Славяне использовали колокольчик в обрядах и ритуализованных ситуациях — это ритуальный предмет, звук которого использовался для отгона потусторонних сил, неблагоприятных явлений, для отпугивания хищных и изгнания вредных животных, а также для коммуникации в обрядовых ситуациях, когда человеческая речь была запрещена. Былое исключительное отношение к колокольчикам, бубенцам и звонкам как к предметам сакральным, кажется, отражено в словацком запрете, согласно которому даже детям не разрешалось играть с звенящими предметами, потому что их звук может накликать беду, если им баловать, в противоположность тому, что звон, позвякивание, наоборот, отгоняют злые силы и вообще все злое, ведьм, души заложных покойников, град, бурю, диких зверей, кротов, мышей, лягушек, змей и прочих гадов, болезни и т. д. В средней Словакии накануне дня св.Люции (13.ХП), одного из «ведьминых» дней, когда особенно сильна и опасна нечистая сила, пастухи и парни выгоняли из села ведьм: они бегали между домами, по дорогам и щелкали бичами, свистели в пищалки и на пальцах, трубили в рога и трубы, звонили коровьими колокольчиками и вообще старались создать как можно больше шума [Ноrvathovа 1986, 5.39; Сеrvenak 1966, s.97]. В Словении на рождественский стол клали колокольчики домашних животных и топор — для защиты от злых сил [КОО-ЗП, с.248]. У русских в Страстную среду утром и вечером ребята бегали с коровьими колокольчиками вокруг деревни и приговаривали: «Около двора железный тын!» [Майков 1869, с. 157]. Мораване вешали на майское дерево, поставленное к дому девушки перед 1 мая, скотий колокольчик как охранное средство [Vaclavik 1959, 5.149; Кuldа 1875, 8.300]. Для защиты от бури, града, отгона градовых туч чаще использовались колокола, а также иные магические средства, не связанные со звоном (обнажение, выбрасывание печной утвари и т.п.). Однако имеются, хотя и редкие, примеры использования колокольчиков. В Силезии (Польша) во время бури звонили в маленькие колокольчики, освященные в день св. Урбана (25 мая), которые, как верили, разгоняют тучи [Роspiech 1987, s.227]. В Краковском повете обходили дома с колокольчиками, когда слышали гром, тогда «туча сама убежит» [АМЕК, 1/1554/rkр.]. Так же выгоняли и задержавшуюся зиму: в Архангельской губ. в случае, если снег до Егория (23.IV) не сойдет, ребятишки с колокольчиками, которые потом привязывали коровам, трижды обегали каждый дом, а за это им давали гостинцы [Соколова 1979, с. 182, примеч.2]. Для того, чтобы защититься от хищных зверей, русские Вологодского у. в Великий четверг ходили в лес и кричали: «Волки, медведи из слуха вон; зайцы, лисы к нам в огород!» При этом стучали в сковороды, звонили коровьими колокольчиками [Зеленин 1991, с.392]. Гуцулы отпугивали диких зверей на Благовещение: рано утром один из домочадцев нагим обегал с колокольчиком вокруг дома и говорил: «Як дилеко чути сего дзвiнка, аби так звiрка за дилеко ни сьмiла приступити до меï худоби» [Онищук 1913, с.ЗЗ]. Вероятно, с той же целью в Каринтии пастухи жгли костер на возвышенности за селом, а сами звенели колокольчиками вокруг огня [Колева 1981, с. 94]. Мотивировки подобных обрядов могли меняться: говорили, что мальчики обегают в Страстной четверг с колокольчиками на шее вокруг деревни для того, чтобы «скотина прямо с пастбища ходила домой, а не плутала» [КГ, с. 457, Новгородская губ.]. Не меньший вред приносили землероющие зверьки; их изгоняли, как и змей, лягушек и прочую нечисть, в Великую пятницу. В средней Словакии (Липтов) бегали по полям или обходили поля вокруг с колокольчиками, отчего кроты и мыши должны были уйти; так же поступали в словацких хуторах в Венгрии, где в тот же день вечером парни бегали со звоночками со двора во двор — чтобы жабы не лезли в дома [SN 1973, №1,s.73]. В Болгарии (Пловдив) подобные обряды исполнялись 1 марта: тогда дети бегали со звонками по дворам и домам и кричали: «Бягайте змии и гущери, че Баба Марта иде с калъчката да ва сече» [Пловдивски край, с.264], а в Груже (Сербия) — в ночь на Иеремию (1.У.): девушки одевались в праздничную одежду, вешали на шею колокольчики, избирали «царицу» и с нею перед полночью обходили каждый дом в селе, звонили колокольчиками и пели: «Jеремиjе у поле, Бежте змиjе у море», входили в дом и будили домочадцев [Петровић 1948, с. 244]. Двойная магия — магия предмета и звука — использована в следующем обрядовом действии: в польском Поморье в Сочельник били звоночком плодовые деревья. Таким образом их «пробуждали к жизни», чтобы осенью был хороший урожай [Stelmachowska 1933,s.51]. В качестве апотропейных предметов использовали колокольчики в свадебной обрядности. В Олонецкой губ. звонили в колокольчик во время рукобитья. В России, так же, как и в других местах, колокольчики навязывали на дугу в упряжи свадебных лошадей, а после свадьбы сохраняли [Сумцов 1881, с. 96]. В Родопах жених перед свадьбой посылал невесте на девичник украшенного цветами, красными нитками, колокольчиками и золотыми яблоками белого барашка, а в Граово колокольчик вместе с красным петухом привязывали к шесту, так что получалось своеобразное свадебное знамя. Широкое использование колокольчиков в свадебном ритуале послужило основой для девичьих гаданий о замужестве. На святки девушки ходили слушать звуки: если у перекрестка или у проруби кому-нибудь послышится звон колокольчиков, который трактовался как звуки свадебного поезда, то девушка выйдет замуж (рус.); [Логинов 1988,с. 74, Заонежье]. Так же гадали в Костромской губ.: в полночь девушки выходили на перекресток, очерчивали круг и, стоя в нем, прислушивались, и если почудится им звон колокольчиков или смех и пение, то быть им замужем [Снегирев 1837, с. 48]. В Вологодской обл. летом девушки «звали судьбу на крестки»: они выходили за село и ложились в очерченном магическом кругу на дорогу, прислонив ухо к земле; если слышался большой колокол — к смерти, а если звенели маленькие колокольчики или бубенцы — быть свадьбе; с какой стороны зазвенят — оттуда и ждать суженого [Брагина1980,с.15].
Колокольчики являлись украшением одежды (их вешали на шею, на пояс, на ноги участников обрядов), так что издавали звук при любом движении, независимо от воли ряженых. Звоночек также могли носить в руке и звонить им в определенных случаях, чаще всего для того, чтобы подать знак о своем приходе. Таковы антропоморфные ряженые Барборки, Микулаши, Люцки у чехов, словаков и мораван. В Чехии в процессии ряженых в день св. Николая (Микулаша) (6.Х11.) звонили колокольчиками все участники обхода: Микулаш, который звонил за дверью перед тем, как войти, ангел, который вел на цепи черта, и черт, который звонил звоночками, привязанными около пояса, гремел цепью и грозил вилами [Frolес 1989, s.32]. Словацкие Микулаши, одетые в нижнее белье, набитое сеном, подпоясанные цепью, в рогатых шапках, — носили с собой звонок, которым позванивали, и сажу, которой пачкали всех, кто хотел к ним приблизиться [Воdnar 1911, s.245, Мыява]. Часто в чешских и словацких деревнях колокольчиками был обвешан черт, или дьявол. Люцка, которой рядилась какая-нибудь девушка в канун дня св. Люции (13.ХП.) надевала все белое, заворачивалась в простыню, обвязывала полотенцем голову, а в руки брала звоночек и гусиное крыло; так она шла на вечёрки к пряхам, обметала девушкам лица, тыкала перьями в глаза [Сеrvenak 1966,s.98, Лишов]. Носили с собой звоночек и звонили под окнами, оповещая о своем приходе, чешские и моравские ряженые Барборки и матушки — такие свидетельства весьма многочисленны. В Познанском воев. стуком в дверь и звоном колокольчиков, привязанных к сапогам, возвещали о своем прибытии Юзеф и гвяздоры, ходившие по домам в Сочельник [КОО-ЗП, с.209]. В польской Силезии в Сочельник по деревням ходили пастухи. Они надевали на себя снятые со скота колокольчики, цепи и другие бренчащие предметы и под звуки труб и пищалок ходили по домам, где их угощали [там же, с. 206]. Колокольчиками иногда украшали и чучела. У русских в Сольвычегодском у. к святочному ряжению готовили «чучелу» — огромную куклу, сделанную из бревна, с раскрашенным красками лицом, которому придавали устрашающее выражение, одевали в бабью одежду, даже приделывали волосы из конского хвоста; там же, под лентами головного убора подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Главный эффект от появления «чучелы» на посиделках— произвести переполох [Громыко 1986, с.246]. Летом на Русальной неделе (до или после Троицы) у восточных славян исполнялся обряд «проводы русалки». В Аткарском русалку представляло соломенное чучело коня, увешанное колокольчиками (бубенчиками) и разноцветным тряпьем, за которым валил народ, преимущественно женщины и дети, гремели трещотками, били в тазы и заслонки; так шли к реке и бросали чучело в воду [Зеленин 1995, с.258].
Колокольчик (звоночек, бубенчик) принадлежит к архаическим явлениям народной культуры » довольно широко используется в обрядности до сих пор. В связи с его охранной, защитной семантикой колокольчик используется в переломные моменты жизни: во время ритуалов «перехода» (в свадебной и похоронной обрядности), во время болезни (как пограничного состояния между жизнью и смертью), в периоды и праздники календаря, считающиеся переходными (масленица, Тодорова неделя, осенне-зимние праздники) или опасными из-за особой активности нечистой силы (дни св. Николая, св. Люции, Рождественский сочельник, Русальная неделя, Ивана Купалы, св. Петра). В данной заметке частично использованы материалы из статьи Валенцовой М. " О магических функциях колокольчика в народной культуре Славян "

Теги
#дом #советы #удивительно #семья
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Марина Кочековская
Марина Кочековская
Автор
445 дн. назад
/// Scroll to comments or other