Веджвуд. | Colors.life
1356

Веджвуд.

Веджвуд начал выставлять - и продавать - свою продукцию в Лондоне, где к середине XVIII века в этой культурной и коммерческой столице Великобритании, центре растущей империи, проживало более десятой части населения страны. По имеющимся оценкам, каждый шестой взрослый британец в XVIII веке хотя бы какое-то время работал в Лондоне. У Веджвуда там были магазины-салоны. Он также ввел в обиход печатные каталоги товаров, предоставлял услуги по их доставке и предлагал возможность возврата, если они оказывались некондиционными (хотя сам он называл их «не соответствующими пожеланиям заказчика»). Фактически это была первая в истории гарантия качества продукции, хотя специалисты по социальной истории часто заявляют, что подобная практика вошла в обиход только с ростом столичных универмагов в XIX веке.

Веджвуд отлично понимал, какое значение имеют сырье и материалы. Его собственные изобретения резко улучшили качество производимой им керамики. Данное обстоятельство в сочетании с присущим ему талантом коммерсанта сделало Веджвуда лидером рынка. В число глазурованных и керамических изделий, сформировавших фирменный стиль Веджвуда, вошли предметы из «яшмовой», «базальтовой» и «королевской» (кремовой) фаянсовой массы. Первым появился «королевский» фаянс - посуда кремового цвета, покрытая свинцовой глазурью. Впервые такой фаянс стали изготавливать в 1750-е годы в округе Поттерис, однако Веджвуд в партнерстве с керамистом Томасом Уилдоном усовершенствовал технологию его производства. Покрытый блестящей голубоватой глазурью, этот фаянс универсально подходил для декорирования методом переводной печати.

К 1762 году производство Веджвудом керамики стало пользоваться королевским покровительством: его кремовый фаянс произвел впечатление на королеву Шарлотту, жену Георга III, и его стали называть «королевским». Затем он получил и российское императорское покровительство: первым заказом императрицы Екатерины Великой Веджвуду в 1770 году стал так называемый Хаск-сервиз (англ. Husk - плевела), украшенный цветочными мотивами очаровательный набор столовых приборов на 24 персоны - глубокие тарелки, разнообразные блюда, салатницы, супницы и другие предметы. Этот сервиз был лишь предвестием следующего чрезвычайно амбициозного проекта, призванного удовлетворить англофильские пристрастия Екатерины.

К созданию своего главного заказа для российской императрицы - сервиза с зеленой лягушкой - Веджвуд привлек свыше 30 художников, которые с поразительным мастерством изготовили около тысячи предметов, специально предназначенных для сервировки ужина и десерта. Этот фаянсовый сервиз, покрытый свинцовой глазурью, был изготовлен в 1773-1774 годах для Путевого дворца, строившегося на Царскосельском тракте под Санкт-Петербургом. Местность, где возводился дворец, по-фински называлась «Кекерекексинен», а по-французски «Ла Гренуйер», что означало «лягушачье болото», и поэтому на каждом предмете сервиза есть изображение зеленой лягушки в рамке, имеющей форму геральдического щита. В декоре тарелок всех размеров и всевозможных сосудов для сервировки мастерски запечатлены пейзажные парки, величественные особняки, руины, сады и садовые павильоны, старинные здания, монастыри, церкви, города, деревни, сельские пейзажи и даже изображения раннеиндустриальных сцен, неразрывно связанных с британской историей и ее современным культивируемым ландшафтом. Такого рода изображениями восхищались и в Европе, и в России. Часть предметов была оригинальной по дизайну или декору, а часть соответствовала уже имевшимся образцам.

Внесение оригинальных усовершенствований в имевшиеся технологии изготовления керамики - едва ли не самая сильная сторона Веджвуда. «Базальтовый» фаянс - еще один вариант керамики - отличался характерным черным цветом. Веджвуд использовал его, в частности, для изготовления ваз на основе античных образцов. Тогда же он заявил о чрезвычайно амбициозном намерении стать «главным создателем ваз во Вселенной».

Для керамики из «яшмовой» фаянсовой массы, которую, по мнению некоторых ценителей, можно приравнять к фарфору (обжигаемому при гораздо более высоких температурах), наиболее характерным является неповторимый бледно-голубой оттенок, известный как «голубой Веджвуд». Технология изготовления позволяла послойно наносить окрашенную керамическую массу (в том числе белого цвета) для формирования низкопрофильных рельефов со сценами из классических мифов или других изображений. Основа же керамических изделий чаще всего имела оттенки зеленого, голубого, сиреневого, желтого и даже черного цветов. Для изображения классических сцен нередко использовали рисунки художника Джона Флаксмана, а затем формовали барельефы и наносили их на керамические изделия. Источником вдохновения в основном служили древности, собранные сэром Уильямом Гамильтоном, служившим английским консулом в Неаполе и ставшим ведущей фигурой неоклассического возрождения, в конце XVIII столетия доминировавшего в английской культуре высших слоев общества. Кроме того,

Веджвуд использовал «яшмовую» фаянсовую массу для воплощения своего самого смелого замысла: воссоздать римскую многослойную стеклянную вазу, известную как «Ваза Портленд» (названную так, поскольку в свое время она принадлежала герцогу Портлендскому; сейчас эта ваза хранится в Британском музее). Веджвуд посвятил этому проекту четыре года. Для воспроизведения вазы он применил технологию изготовления многослойного «яшмового» фаянса. Добившись своей цели, он выгодно продал партию реплицированной им вазы крупным коллекционерам.


Вам будет интересно
Анна Антоненко, Екатерина Артюшенко
Реклама
Комментарии (1)
Александр Селиверстов
очень красивый фарфор, у нас дома немного есть
587 дн. назад 0
Комментарий был удален.
Виолетта Кузнецова
Виолетта Кузнецова
587 дн. назад
/// Scroll to comments or other