Свалка. Вик Мунис | Colors.life
68

Свалка. Вик Мунис

«Картины из мусора»

Во время работы над картинами из мусора, Мунис параллельно снимает документальный фильм о свалке Жардим Грамашо в Рио-де-Жанейро и людях которые оказались там не по собственному желанию.
Фильм получился очень сильным и трогательным, ведь в нем искусство переплетается с человеческими судьбами. «Свалка» была очень высоко оценена критиками. Фильм был номинирован на Оскар, как лучшая документальная картина, выиграл в той же номинации на международном кинофестивале в Далласе, получил приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале. В целом фильм «Свалка» получил награды на двадцати шести различных кинофестивалях.Картины Муниса находятся в самых престижных музеях мира, а также в частных коллекциях, несмотря на то, что сегодня цена работ бразильского художника очень и очень внушительна. Фотографии для художника стали основой грандиозных произведений, созданных… из мусора. Он делал огромные фотографии, 5-10 квадратных метров, и на этом полотне, ползая, как муравьи, сами сборщики раскладывали мусор: мелкий черный по контурам лица, рук, фигуры, а вокруг — цветовые композиции из самого разного мусора. Затем уже готовые произведения фотографировалось заново, как-то, видимо, обрабатывалось технически, но это уже неважно. Несколько десятков таких произведений стали основой выставки Вика Муниса, которую за один 2009 год посетило больше миллиона человек. Выставка объехала весь мир. Большее количество зрителей собирают только картины Пикассо.
Первыми ее зрителями в Бразилии стали сборщики мусора. Как они одевались! Как мыли головы! С какими лицами выходили из своих лачуг, чтобы ехать на выставку!.. Большинство из них впервые были в музее. «Ведь это я… какая красота…» — плакала пожилая повариха, которая готовит еду для всех сборщиков мусора из отбросов. На свалке действительно можно найти любые продукты, их отбирают ребятишки. А Вик Мунис, обняв женщину за плечи, уговаривал: «Не надо плакать, сейчас время радоваться…» Все деньги, вырученные за картины, он отдал сборщикам мусора — и они сумели ими распорядиться очень разумно. Кто-то ушел со свалки навсегда, кто-то ушел — и вернулся… Теперь у них есть библиотека (из тысяч книг, выброшенных в мусор) и компьютерный класс. Их ассоциация стала лидером движения мусорщиков всего мира. В нынешнем году власти Бразилии будут закрывать мусорную свалку Жардим Грамашу. А люди, которые там еще работают, не пропадут. Потому что они — люди. Когда один из них начал тонуть в мусоре, и у него оказались сломаны обе руки и ноги, двадцать его товарищей сдали для него кровь, банк крови в больнице был переполнен…
А Вик Мунис сказал так: «Я хотел как-то помочь этим людям… и ошибся… это они помогли мне…»

А на мусорной свалке Жардим Грамашу работают и живут неподалеку 3000 человек. Пафос фильма Невзорова состоял в том, что свалка — это место, где можно жить, потому что в мусоре, оказывается, можно найти все: от письменного стола, кровати и шляпы до самых изысканных деликатесов. Но прежде всего, на свалке можно зарабатывать деньги — 20-25 долларов в день. И люди, особенно женщины, говорят об этом с достоинством: «Мы работаем честно, мы не идем на панель и не продаем свое тело…» Еще до приезда художника молодой человек (его сложного бразильского имени я, к сожалению, не запомнила) создал ассоциацию сборщиков мусора. Никто не верил, что это возможно, а он вместе с товарищами это сделал. Ассоциация доказала, что у них есть права, хотя, конечно, их надо отстаивать каждый день. И вот на эту свалку, которая живет своей непростой жизнью, приезжает художник Вик Мунис со своим коллегой. Сначала они просто ходят и смотрят, знакомятся с директором «предприятия», с председателем ассоциации, начинают здороваться с людьми, облетают свалку на вертолете… Видимо, художник пытается понять, какая образная система может здесь показать людей и саму жизнь в этих условиях. Потом он обращается к одному, другому, третьему: «Можно вас сфотографировать?..» И люди, смеясь, улыбаясь, хохоча, прихорашиваясь, с удовольствием фотографируются. Так на рабочем столе в ангаре, где работает Вик, на большом столе возникает первый изобразительный ряд: десятки фотографий, пока еще достаточно случайных. Затем в голове художника, видимо, что-то щелкает — и он делает свою первую инсталляцию: в пустую выброшенную кем-то ванну укладывает молодого человека. А тот с радостью участвует в этом неожиданном действии: «Отойдите, я буду изображать мертвого!..» Впоследствии именно эта фотография, ставшая художественным произведением, будет куплена на Лондонском аукционе за 32 тыс. фунтов (50 тыс. долларов). Ее «герой», лежащий в ванне, получит эти деньги и в слезах позвонит матери: «Мама, ее купили! Мы заработали 50 тыс. долларов!..»
Он привез им уменьшенные копии всех картин и, взяв в руки дрель, стал развешивать на стены лачуг. «Как, сюда эту красоту?... Вы не представляете, что значит для меня эта картина…»
«Неужели это я? Как красиво...»
yout_preview

Теги
#искусство #удивительно
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Марина Кочековская
Марина Кочековская
Автор
452 дн. назад
/// Scroll to comments or other