Потрясающие украшения русских цариц | Colors.life
211

Потрясающие украшения русских цариц

Драгоценности царицы служили в первую очередь одной цели: показать высокое положение своей хозяйки, являясь бесценными произведениями высочайшего ювелирного искусства. Это драгоценности были поистине царские во всех смыслах этого слова. Задача их была — демонстрировать пышность и великолепие царского двора, его высокое положение. Корона Российской Императрицы Анны Иоанновны драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730–1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем.
Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.
Одной из самых страстных любительниц роскошных украшений была Елизавета Петровна.
У императрицы было множество интересных комплектов — например, серьги и брошь для шляпы в виде алмазно-сапфировых фонтанов. Тонкие алмазные струйки на них заканчивались полновесными сапфирами, которые при обработке купали в медном купоросе для оживления цвета.
Во времена Елизаветы Петровны одним из самых распространённых типов украшений были бриллиантовые броши. Для разных частей костюма полагались броши разного назначения: для шляпки, для прически, для шали, шпильки для корсажей, заколки для юбок. Бриллиантовая брошь-аграф для горностаевой мантии, изготовленная Позье по заказу императрицы, позже передавалась каждому новому правителю из дома Романовых. Сейчас эта реликвия хранится в Алмазном фонде России. Ее ширина 25 см, а высота — 11, она украшена 805 бриллиантами.
Елизавета, падкая до новинок, была первой обладательницей кольца с механическими часами. Оно было сделано по ее заказу и положило начало правилу всегда носить часы с собой.
В XVIII веке в России был распространен запрет на курение в публичных местах, поэтому особую популярность имел нюхательный табак. Исключением не стала и императрица Екатерина II, которая с удовольствием нюхала табак и коллекционировала специальные шкатулочки для его хранения — табакерки. Например, в Эрмитаже хранятся несколько подобных изделий мастеров Иеремия Позье и Жан Пьер Адора. Это золотая прямоугольная табакерка, инкрустированная бриллиантами и сапфирами, а также шкатулка с вмонтированными в крышку и дно специальными оттисками медалей. На последних изображена сама Екатерина II в образе Минервы, богини мудрости и справедливой войны, с доспехами и в шлеме.
Большая императорская корона Российской Империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма).
Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской Империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России .
Малая императорская корона. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Малая императорская корона была изготовлена в 1856 году по образцу Большой Иператорской короны придворным ювелиром Зефтигеном для коронации супруги императора Александра Второго - императрицы Марии Александровны. Использовалась для коронации Марии Федоровны - супруги императора Александра Третьего. В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г. Корона реставрирована ювелирами ГОХРАНА в 1984-85 гг.
В начале XIX века ушли в прошлое фижмы, пышные причудливые парики. Их сменили строгие гладкие причёски с тяжёлым узлом на затылке, свободные платья со струящимися складками, напоминающие греческую тунику. Увлечение античностью вызвало появление новой формыукрашения – диадемы. Хорошо известная по портретам жены Александра I, Елизаветы Алексеевны, это диадема является произведением большой художественной ценности. Изящество формы составляет главное достоинство этой вещи. Рисунок ясный, чёткий, строго организованный.
Составленная из огромного количества бриллиантов и крупных солитеров чистейшей воды, диадема кажется лёгкой и как бы сотканной из переливающегося огненного света. Волнообразный бег грушевидных бриллиантов-панделоков повторяет ряд подвижных сверкающих бриолетов. Центр фиксирует нежно-розовый бриллиант весом 13 каратов, неоднократно упоминавшийся среди сокровищ Павла I. Цельность, логика композиционного построения, качество камней создают прекрасное ювелирное изделие. Начало XX века ознаменовались падением монаршей власти в России, в результате чего пропали многие предметы искусства, в том числе и драгоценности. Тем не менее, до современников дошли описания великолепного жемчужного ожерелья, которое было преподнесено Александре Федоровне родителями Николая Романова в честь ее прибытия в Россию. 280 белоснежных крупных жемчужин-виноградин составляли общую длину почти два метра. В коллекции Алмазного фонда кремля находиться лишь застежка-фермуар из изумруда весом 250 карат и 54 обрамляющих белых бриллиантов в драгоценном кружеве. Известно, в 1967 году Оружейная палата в Московском Кремле устраивала выставку императорских драгоценностей, где было продемонстрировано жемчужное колье Александры Федоровны, но меньшее по длине.
Эта роскошная диадема украшала голову императрицы Александры Федоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы. Подобные диадемы “Lovers knot” (узелки любви), мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры Федоровны было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot, но без самих бриллиантовых узелков. Первая — большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста — версия Л.Кузнецовой) с 113 жемчужинами, представлена на этом снимке. Все следы диадемы после инвентаризации 1922г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г.
Драгоценности русских цариц, хранящиеся в музеях и частных мировых коллекциях — это лишь толика всего, что исполняли придворные ювелиры. Тем не менее, даже малая их часть приводит в восторг и без слов уверяет в том, что это настоящие предметы роскоши, достойные лишь королевских особ.

Теги
#удивительно #дизайн #красота #искусство
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Марина Кочековская
Марина Кочековская
Автор
454 дн. назад
/// Scroll to comments or other