Занимайтесь любовью, а не войной Советские хиппи. | Colors.life
1999

"Занимайтесь любовью, а не войной!" Советские хиппи.

Движение хиппи захлестнуло столицу в конце 70-х годов. Представителей этого течения легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР на так называемых "тусовках". В Москве же основными местами сбора были "Психодром № 2", "Фрунзенский садик" (на улице Знаменка), "Пушка" (Пушкинская площадь), Арбат или "Гоголя" (Гоголевский бульвар).

Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя. В массовом сознании слово "хиппи" вызывало ассоциации скорее негативные: "хиппи" воспринимался как неопрятный молодой человек с длинными волосами, бездельник, часто аполитичный и безыдейный - в общем, полное противопоставление культивировавшемуся тогда образу "советского человека", "строителя коммунизма".

Белое Солнце хиппи

Настроение Юрию Буракову испортили уже с утра. Запасы травки закончились, нужна новая партия. А значит, остаться на все лето здесь не получится, придется возвращаться в Москву. Для Системы, как называется их общество хиппи, он – негласный лидер. У него даже прозвище Солнце. И праздник непослушания должен продолжаться.

23 мая 1971 года, Москва, Гоголевский бульвар. Солнце встречается с продавцом наркотиков. Тот мешкает, нервничает, заявляет, что с марихуаной больше не работает, что у него только рецептурные препараты, и Юра ошибся. Бураков понимает – за ним следили, и это ловушка.

"Юра Солнце (а девушки его называли Солнышко) всегда зажигал, искрил. Он всегда был в движении. Как и все яркие, неординарные личности, он себе мог позволить больше, чем обычный человек – и в плане рисковых поступков, и даже неблаговидных с точки зрения морали. Но он, конечно, был король своего времени", - утверждает культуролог, рок-музыкант Александр Липницкий.

Когда-то в саду "Эрмитаж", что рядом с домом Александра Липницкого, хиппи часто встречались. Внук известной актрисы Татьяны Окуневской, пасынок Виктора Суходрева, личного переводчика Хрущева и Брежнева – он из тех, кого называют золотой молодежью. В те времена этого было достаточно, чтобы не бояться последствий.

"Мне кажется, что ребята, которые прошли Систему, входили в нее даже ненадолго, отличаются от простых советских людей, которые в массе своей были зашоренные. Сталинский ужас той эпохи в них оставался: они всегда чего-то опасались. Когда мы знакомились с иностранцами, и они приходили к нам домой, родители этого боялись больше, чем чего бы то ни было. Моя бабушка отсидела много лет при Сталине именно за связь с иностранцами. А нам свобода этого движения позволила мир объять", - считает Липницкий.

Советские хиппи заявляют о себе на исходе хрущевской "оттепели" - в конце 60-х. Они приходят на смену короткой вспышки стиляг – молодых людей, которые стали изгоями общества, непохожими на рядовых товарищей, потому что ярко одевались и слушали рок-н-ролл. Но если эта субкультура была именно советским движением, то культура хиппи, которая зародилась в США, охватывает весь мир.

Артемий Троицкий тоже из Системы, в начале 70-х он вел самые модные дискотеки в Москве.

"Надо сказать, что после войны в Америке и отчасти в Европе, экономические дела обстояли очень хорошо. Стало очень много богатых людей, у всех появились холодильники, автомобили, телевизоры. В то же время остались вечные проблемы, касающиеся власти и морали, они зашли в кризис. Была война во Вьетнаме, гонка ядерных вооружений, присущие всем властям грабеж, ложь, лицемерие. И просто молодые люди бузили. Потом начали складываться элементы философии", - рассказывает Троицкий.

Месседж для общества

Мария Гаврилина попала в Систему в 14 лет. Только настоящую ее фамилию никто не знал, для всех она была просто Мария с Арбата. Став знаменитой писательницей, она возьмет себе псевдоним Арбатова.

"Любой хиппи мог подойти в любое культовое место, где они кучковались, и это называлось "вписаться на флэт". Он мог приехать с любого конца Советского Союза, и сказать: "Чуваки, мне негде ночевать!". И его тащили, кормили, слушали вместе с ним музыку. Я, как любой протестный подросток, туда влилась, и начала переодеваться, потому что основной "месседж" обществу хиппи давали своей идиотской одеждой, за которую нас хватали, тащили в милицию, мальчиков били, девочек пугали", - утверждает Арбатова.

"Месседж", который дают хиппи, общество шокирует. Для обывателей они просто бездельники, хулиганы, тунеядцы. Быть хиппи по тем временам смело и опасно.

"Вязались майки в обтяжку с бахромой, фенечки делались, ленточки одевались на голову, "чтобы крышу не снесло". Но у многих уносило. В знак протеста молодые люди пытались ходить босиком, их хватала милиция. В метро их не пускали, они подходили к эскалатору, доставали вьетнамки (среди зимы!) и бодро шли. Но население было настолько агрессивно послушное, что готово было само растерзать этих людей. Даже менты бы не спасли", - говорит Мария Арбатова.

Как раз милиции дела до них не было. Полковник Евгений Черноусов вспоминает, что хиппи считались безобидными. Мало кто знает, что они хоть и вели свободный образ жизни, путешествовали по Союзу автостопом, но все стояли на учете по месту прописки, и строго докладывали о своих передвижениях. Хлопот не доставляли.

"Они были страшно далеки от народа, народ их не понимал. И так как они, в основном, не совершали преступления, для милиции они не представляли никакого оперативного интереса, а вот для КГБ – да. За Юрием Бураковым в КГБ охотились давно. Заполучить и завербовать главаря Системы – лучший способ ее контролировать. Буракова пугают, грозятся посадить за наркотики. Он соглашается сотрудничать. Первая облава на хиппи произойдет уже через неделю", - рассказывает Черноусов.

"Взяли его по классической схеме. Грубо говоря, агент КГБ, который был в свое время завербован на том же самом, – продавал ему очередную дозу наркотика. Хотя бытует легенда, что это была травка, на самом деле это было сильнодействующее вещество, которое входило в аптечки гражданской обороны. Соответственно, у него был небольшой выбор: сесть в тюрьму, либо пойти на сотрудничество", - говорит сотрудник ФСБ России Александр Максимов.

Не помогли и семейные связи. Отец Буракова – крупный военный чиновник, младший брат – комсомольский лидер, Юрий – паршивая овца в семье. Долгое время ему удается, как Остапу Бендеру, проворачивать многоходовые, сложные для того времени, операции. Зарабатывает он скупкой валюты и спекуляцией. Деньги обычно пропивают всей компанией.

"В августе родители уезжали на юг, у меня трехкомнатная квартира в доме на Каретном была свободна. И Солнце у меня обычно жил, и еще несколько человек из этой компании: Машка Штатница была яркая девочка, Колтыгин, Муха. После того, как хиппи съехали, родители вернулись. Я показываю свой трофей – купил у Солнца за 25 рублей новый батен-даун, такую рубашечку с воротником на пуговицах, и T-short с короткими рукавами, и говорю своему отчиму: вот какая классная рубашка! На что он отвечает, конечно, классная, я ее сам купил. То есть, Солнце взял ее из шкафа, и мне же ее и продал", - говорит Александр Липницкий.

Свобода и независимость

Хиппи пропагандируют свободу во всем: поведении, одежде, взглядах. Однажды они устроили спонтанную акцию, после которой гудела вся Москва. Сегодня ее назвали бы флешмоб.

"Такая была фенька, когда девушки выбросили все бюстгальтеры. Это было совершенно потрясающе, потому что во всех ВУЗах шла проверка – есть на тебе бюстгальтер или нет. Преподаватель не начинал лекцию, пока не просматривал все пространство. Вы поймите, не было соответствующей статьи. Милиция хватала, и говорила девочке: "Мы тебя укатаем по статье за проституцию". На что мы отвечали: "Гинеколог подтвердит мою девственность (все были из продвинутых семей), а вы закрылись со мной в кабинете, значит хотите ко мне приставать". Тут с милиционером случался шок, он открывал дверь, и кричал: "Нет, заберите ее, уведите!", - рассказывает Мария Арбатова.

Под влиянием хиппи происходит сексуальная революция. Они популяризируют этническую моду, вегетарианство, альтернативную службу в армии. Благодаря хиппи, появился бум на рок-музыку, зарождается она и в СССР.

"Весь тот классический рок, который миллионы людей до сих пор во всем мире слушают. Это и Джимми Хэндрикс, и Фрэнк Заппа, и The Doors, Pink Floyd, Deep Purple. Это все результат огромного хиппового импульса. Что касается наших хиппи, они были в большой степени склонны к подражательству. У нас была масса рок-групп, и они все были очень живописные, с длинными волосами, с бусами, в разноцветных рубашках. В 1972 году я впервые увидел Андрея Макаревича. Он был в фирменной разноцветной рубашке, сшитой из разных лоскутков, ботинки, которые назывались "плейбой", - высокие замшевые ботинки с бахромой. В плане музыки все было намного скучнее", - вспоминает Артемий Троицкий.

Поэт и кинопродюсер Александр Лебедев согласен, что большинство советских хиппи были подражателями. Сам он вырос среди музыкантов в доме, где жил Бернес, Высоцкий с Мариной Влади, и артисты Большого театра.

"Мы, конечно, все были ряженные хиппи. Мое поколение - 1957-58 годы. Мы были маленькие, и к настоящим хиппи имели опосредованное отношение. Те были деклассированые, просили деньги, фарцевали. А мы были из приличных семей, скорее пришли к протестному движению. Мы любили западную музыку, субкультуру, которую видели в иностранных журналах и фильмах. Как очень немногие в то время приходили в православие, так и в ряды так называемых хиппи, потому что очень не нравилась комсомольская организация и советская власть", - рассказывает Александр Лебедев.

Во дворе дома, на глазах у родителей, молодежь не любила собираться, гуляли чаще в центре Москвы. Излюбленная улица Горького, ныне Тверская. Хиппи встречались у памятника Пушкину и в подземных переходах.

"От предыдущего поколения пижонов, стиляг осталось название "стрит" – это участок улицы Горького от Маяковки до трубы (это подземный переход, который сейчас под Манежной площадью проходит). Был тогда популярный поэт нашей тусовки, а теперь, недавно назначенный главный режиссер, или художественный руководитель Драматического театра Станиславского, Борис Юхананов. Он писал короткие (это было их основное достоинство) стихи. На эту тему у него было выражение: Со стрита на квадрат, и с квадрата на стрит – вам это что-нибудь говорит?", - вспоминает Лебедев.

Борьба с советским строем

У хиппи складывается свой сленг. Частично, это слова из английского языка, частично – из криминального жаргона.

"По языку, по возможности изъясняться своими словами, люди определяли принадлежности к группам. Естественно, "хайер", "ксивник" - это то, что на шею вешают, сумочка с документами. Конечно, фенечки, которыми украшали запястья. И масса других, "хата", "вписаться", - говорит социолог Павел Романов.

Художник Сергей Сольми к прежним хиппи не относится, он из более молодого поколения, герой 80-х. Его выставки запрещали и закрывали сотрудники КГБ. Сегодня он продолжает традиции Системы, каждый год организует фестивали хиппи. Возможно, без него это массовое движение сошло бы на нет.

"С детства самое печальное событие было, когда меня вели в парикмахерскую. То же самое было в советской школе: давали денег, чтобы я шел стричься и до тех пор не возвращался. Это было ужасно. Это я уже позже узнал, что в Древней Греции все свободные граждане имели длинные волосы, стригли только рабов. Это самый простой, механический способ подавления человека психологически. Этим до сих пор пользуются в армии и в тюрьме – человек очень плохо чувствует себя. Мне всегда хотелось, чтобы в волосах играл ветер", - считает Сергей Сольми.

Обязательный сбор или "сейшен" хиппи устраивают 1 июня - ко Дню защиты детей. Хотя эта дата омрачена событиями 1971 года, когда их Систему предал Юрий Бураков, их Солнце.

"Надо понимать, в какое время это все происходило. В 1971 году в эти даты начал готовиться первый официальный визит американского президента. И уже тогда начал прорабатываться сценарий, что в 1980 году в Москве будет Олимпиада, к ней уже готовились спецслужбы, это была совместная операция КГБ и МВД и специальных отрядов комсомольских дружин. Это была репетиция по очистке города от нежелательного элемента", - утверждает Александр Максимов.

Едва группа хиппи приблизилась к американскому посольству, как их тут же со всех сторон окружают. Они даже не успевают поднять свои плакаты "Мир во всем мире", как им заламывают руки и кидают в милицейские машины. Акция закончилась, не успев начаться. Хиппи понимают: их подставили.

"Это была подстава то ли КГБ, то ли Юры Солнышка. Кого-то посадили в тюрьму, кого-то отправили в армию, кого-то выгнали из ВУЗов, посадили по психушкам. Когда я рассказываю, что меня за джинсы хватали, кидали в милицейский УАЗик и били, они не верят, говорят, наверное, ты что-то путаешь, но это было так", - рассказывает Мария Арбатова.

Окруженные, но не сломленные

Обычно хиппи удавалось уйти. Едва они замечали активность милиции вокруг них, сразу сбегали. У них даже были специальные ходы, которыми можно было добраться прямо до дома.

"Начинается шмон, приходят либо хулиганы с провокациями, либо милиция с четким желанием переписать, узнать, что это за волосатые негодяи, тогда есть куда убежать. Эти полупустые подъезды – можно было убежать от площади Пушкина до театра Станиславского и Немировича-Данченко. Там несколько дворов, подъезды с подвалами, подземными ходами. Сейчас они стали известны диггерам, а в наше время можно было дойти от Пушкинской до Петровки абсолютно легко под землей", - Александр Липницкий.

Практически в первозданном виде Система хиппи сохранилась только в Дании. Там, в пригороде Копенгагена, существует целое государство в государстве, Христиания. Их лозунг: "Все хиппи! Занимайтесь любовью, а не войной!".

"В Христиании я побывала уже во взрослом возрасте. Это околоток, который незаконно заняли хиппи, им там дали возможность спокойно жить и растить детей. И когда я, бывшая хиппи, увидела этих уродов, девушку на велосипеде с тремя разными детьми, она не понимала, от кого она их рожала, я хотела ей ударить по башке и лишить материнства тут же, по всем статьям", - вспоминает Мария Арбатова.

Сегодня, бывшие советские неформалы – это авторитетные люди в мире искусства. Пройдя школу хиппи, они по-другому взглянули на себя и окружающий мир. Мир изменился, на смену хиппи пришли новые Системы – панки, готы, эмо.

"Основание этой системы, и об этом многие пишут, образ жизни, словечки, они интегрированы в нашу повседневность. Мы, люди, которые к хиппи не относимся, часто используем слова, которые пришли оттуда. Они стали частью культуры, многое из одежды растворилось среди людей, в обычных, неэкстримных манерах поведения. Но в чистом виде хиппи сейчас трудно встретить", - считает Павел Романов.

А кто-то в этом мире и остается, меняя время от времени цвет волос, по-прежнему эпатируя окружающих.

"Хиппи – это состояние души, некое мировоззренческое состояние. Свобода априори. Всегда напрягали люди, которые считают, что знают, как мне надо жить", - утверждает Сергей Сольми.

После той акции у американского посольства, Юрий Бураков потерял свой авторитет. Он по-прежнему хипповал, бродил по всей стране, пока не сгинул. До сих пор никто не знает, что с ним случилось на самом деле. Одни говорят, что умер в 43 года от припадка эпилепсии прямо на улице, другие – что стал художником, но был не востребован, и покончил жизнь самоубийством. И только легенды о нем продолжают жить.

Источник: http://www.m24.ru/articles/46485


Теги
#субкультура #хиппи #солнце #ссср #60е
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (2)
Татьяна  Купавых
а фраза из заголовка ОООчень актуальна и по сей день!!!!
461 дн. назад +1
Комментарий был удален.
Julka Akapylka
Это точно....
461 дн. назад 0
Комментарий был удален.
Julka Akapylka
Julka Akapylka
462 дн. назад
/// Scroll to comments or other