Никола Ленивец национальный парк Угра | Colors.life
593

Никола Ленивец национальный парк Угра

Никола–Ленивец находится примерно в 200 км от Москвы — в Калужской области, на берегу реки Угра. Часть его территории относится к природному национальному парку "Угра", который является биосферным резерватом ЮНЕСКО.

Никола-Ленивец открыт для творческих экспериментов и постоянно пополняется объектами искусства. Это единственное в России место, где представлены ландшафтные инсталляции лучших российских и зарубежных авторов. Многие арт-объекты Никола-Ленивца стали знаковыми для современной культуры.

ИСТОРИЯ
Современная история Никола-Ленивца начинается в конце 1980–х годов. Первооткрывателями места стали архитектор Василий Щетинин и художник Николай Полисский, в 1990-х сюда приехали архитекторы Анна Щетина, Юлия Бычкова, дизайнер Василий Копейко.

Территория приобрела широкую известность в начале 2000–х, когда Николай Полисский начал привлекать местных жителей к созданию монументальных инсталляций из природных материалов – зиккурата из сена, башни из лозы, акведука из снега.

Первые арт-объекты Николая Полисского не были постоянными. Они, например, сжигались, и это становилось арт-событием. Так однажды возникла идея проведения регулярного фестиваля ландшафтных объектов. В 2006 году здесь впервые прошёл фестиваль «Архстояние».

Знаковые арт-объекты в Никола-Ленивце были созданы в рамках фестиваля.

В 2011 году предприниматель Максим Ноготков основал управляющую компанию проекта, центр территориальных инициатив "Архполис". В Никола-Ленивце появилось летнее и зимнее жильё, кафе, велопрокаты и WiFi, необходимые для жизни и работы. На территории бывшей мехбазы в деревне "Звизжи" открылись мастерские.

В Никола-Ленивце планируются восстановление деревень Кольцово и Звизжи, работа мастерских дизайна, новые фестивали и арт-резиденции. Никола-Ленивец открыт для новых идей и инициатив.

БОБУР . В своей новой работе Николай Полисский вновь обращается к прославленным брендам мировой архитектуры. Он уже строил в деревенском пейзаже "Никола–Ленивца" и шумерские зиккураты, и конструктивисткую башню Шухова, каждый раз как-то умудряясь примирить эти формы и с природной средой, и с социальным ландшафтом русской деревни.
Здание Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду, построенное в 1977 г. в Париже, моментально стало знаком современной архитектуры. Эстетика здания инициировала множество споров, не только в художественном, но и в философском мире. Для Полисского «Бобур» — это цитата: революционная форма, которая обнажила скелет постройки и его технические элементы. Вентиляционные раструбы (не спрятанные, а наоборот - выставленные на показ в центре Парижа) Полисский заплетает в 22–х метровый бельведер. Для него важно показать, что любая авангардная и даже революционная для своего времени форма, может найти своё место в требовательной к гармонии природной среде.
Полисский остается верен и использованию социального контекста в своих работах. Выбрав в качестве материала и техники традиционное деревенское плетение из лозы, он убеждён, что самая закостенелая традиция способна лечь в основу самых радикальных современных форм. Столетиями крестьяне плели корзины и вязанки, и если для них появится смысл плести авнгардную архитектуру, они с радостью примуться и за это, стоит лишь поверить в их способность меняться.
ШТУРМ НЕБА. Вертикальная конструкция из многочисленных деревянных лестниц, составленных и сплетенных между собой.
Лестница — простейший символ движения, небо — мифологически абсолютно недостижимая цель. «Штурм неба» становится символическим выражением приложенных усилий ради недостижимого, наглядной моделью человеческого целеполагания, где результат определяется степенью ответственности за собственный труд. Спонсор проекта — Фундекс.
АРКА. Величественная черная конструкция на границе леса и широкого поля.
Архитектурно объект представляет своеобразный гибрид: это и портал, и триумфальная арка, и башня. Наверх по винтовой лестнице можно подняться на смотровую площадку. По лестнице во втором пилоне можно спуститься в «комнату художника». Арка сложена из шестиметровой доски. Все обрезки используются в качестве конструктивных элементов.
СКОРАЯ ТРОПА. Интегральная часть инфраструктуры парка Версаль на территории Никола–Ленивца, это и дорога, и инсталляция одновременно.
Скорая тропа представляет собой протяженную «ковровую дорожку» в одной из просек, натянутую в виде батута. «Fast track» — это попытка создания интеллектуальной инфраструктуры, которая обладает эмоциональностью. Объект дает человеку совершенно иной опыт движения и восприятия окружающей среды.
ГОРОДИЩЕ Объект, который обращается к древнейшей истории территории Никола–Ленивца.
На поляне создана художественная реплика священного пространства, которое погружает зрителя в атмосферу древних ритуалов. На Городище действительно жили древние балты в позднем железном веке. Археологи достали все доказательства, воссоздали что могли на чертежах и рисунках. Но для того, чтобы представить себе тех людей, их жизнь – этого не достаточно. Слишком мало всего осталось, слишком далеко мы от них ушли. И наверное, только далекими от научных исследований художественными образами можно создать иллюзорную связь с той стоянкой, где когда-то жили древние люди. Пространственная инсталляция Николая Полисского и Никола–Ленивецких Промыслов размещена в лесу, на месте того самого Городища. Полисский использует весь арсенал своего опыта: он использует природные материалы, крупную гротесковую форму, грубую технику; а так же интерпретирует как рисунки наскальной живописи, так и эстетику художников, конца XIX века, которые воссоздавали образы древних людей и их культуры. Инсталляция Полисского пугает от неожиданной встречи с ней. Ведь стоянка уже давно заросла лесом, и случайный прохожий не догадался бы, что когда-то здесь жил человек. Ничего не осталось. Современное искусство в этом проекте играет удивительную роль. Там, где не справляется археология или история, оно создаёт яркую иллюзию памяти и этим противостоит времени, которое пытается утянуть стоянку древних людей в небытие.
ВСЕЛЕНСКИЙ РАЗУМ «Показалось, что перед нами ... древний, построенный еще до возникновения человеческой цивилизации, космический корабль, готовый взлететь к звездам». Ирина Кулик
«Вселенский Разум», самая масштабная инсталляция, когда–либо созданная Николаем Полисским, продолжает его научную серию. Сохраняя преданность натуральным материалам, Полисский предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы. Создать искусственный интеллект — задача непосильная для современной науки. Все попытки построить мыслящую машину каждый раз упирались в непреодолимые барьеры, так и не принеся реальных результатов. В этом смысле ученые очень похожи на художников. Своими утопическими идеями они поражают публику, формируют образы массовой культуры, а прикладного, утилитарного результата не производят. В результате художник, решивший посвятить свою работу теме мышления или интеллекта, попадает в очень сложную ситуацию. Ведь какой–нибудь шахматный суперкомпьютер поражает не чем иным, как самой настоящей победой над лучшими гроссмейстерами мира, и тем самым меняет наше представление о природе мышления.
Инсталляция «Вселенский Разум» — это новая работа Николая Полисского и Никола–Ленивецких Промыслов на тему науки. Показав предыдущий проект из научной серии, «Большой Адронный Коллайдер», художник решил пойти дальше и создать у себя в деревне собственный искусственный интеллект.
ГРАНИЦА ИМПЕРИИ
«Вселенский разум» имеет вполне определенную композицию. Во главе инсталляции на пьедестале расположилась доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга. Сюда, как основная направляющая, ведет двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна по форме напоминает космическую ракету. Ведь космос — это главное устремление планетарной силы и воли разума, как представлялось создателю «ноосферы» Владимиру Вернадскому. По задумке так же, как и коллайдер, скульптурный «Вселенский Разум» может работать только в воображении зрителя. В нём не крутятся шестерёнки и не бегают электроны, он не может рассчитывать шахматные комбинации. Но, воздействуя одной только формой, «Вселенский Разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы. Прямо как настоящий искусственный интеллект.
САРАЙ САРАЕВ Построен из специально обработанной древесины разных оттенков и выглядит так, будто стоит в Никола–Ленивце уже многие годы.
На серых стенах сарая отпечатались светлые силуэты телеги, колес, грабель, деревьев, людей — всего того, что было когда-то вокруг сарая, и чего сейчас нет. Первоначальное название объекта «Сарай. Let it be» отражает суть концепции, которая заставляет зрителя воображать жизнь сарая в прошлом и в будущем. Внутри «Сарай сараев» достаточно просторный, с большим количеством стеллажей для хранения, спальной и гостевой зоной. Теперь это и штаб–квартира фестиваля, и музей, здесь можно проводить встречи гостей, театральные представления, выставки.
"ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МЫЧАНИЕ" Объект представляет собой вариант сарая, главным элементом конструкции которого стала двойная крыша.
КАПСУЛЬНЫЙ ОТЕЛЬ Своеобразная интерпретация идеи минималистических японских отелей.
Взяв за основу высокие технологии японцев, авторы предложили капсульный отель по–русски, с русским ландшафтом и русским колоритом. Он представляет собой небольшие спальные ячейки, размером примерно 2х1х1.25 м, расположенные друг рядом с другом в два яруса, есть также внутренняя общественная зона и балкон. Всего в отеле 13 индивидуальных капсул и 6 семейных. Места для дополнительного хранения вещей предусмотрены на 3–ем ярусе. Есть номера с двумя и тремя выходами для людей, боящихся замкнутых пространств. Двери с остеклением не открываются, а служат световыми фонарями и в качестве пожарных эвакуационных выходов. Использование старой деревянной мебели (шкафы, тумбы, двери…) в качестве материала экономит природные ресурсы. Благодаря разным дверям достигается максимальное разнообразие в отделке и объемно–пространственной организации отеля. Расположенный на территории кемпинга в Кольцово этот объект маркирует территорию, где проживают люди на открытом воздухе наподобие арт–коммуны. Кирилла Баир, автор объекта: «Сейчас есть очень модное слово — протоскульптура, протодизайн и так далее. Это то, что было вначале, классицизм сразу не появился, были пещеры и так далее. Сейчас в искусстве тенденция - вернуться к первоисточнику, не навешивать на него много, а то искусства не видно».
«СТАЛЬ НЕСТОЯЧАЯ» Сарай традиционной формы, сделанный из цепей. Вдали представляет собой монолитный лаконичный объем, а вблизи — зыбкое проницаемое сооружение.
Тонкие вертикальные стойки в центре поддерживают легкую каркасную конструкцию скатов крыши. Стены представляют собой занавес из металлических цепочек. Переливающаяся поверхность, колеблющиеся цепочки придают объекту поэтичную хрупкость.
УДАЛЕННЫЙ ОФИС Проект–мечта об идеальном рабочем пространстве.
Эта небольшая постройка, словно заряженная природой, кажется идеальной для человека, в глуши размышляющего над судьбами мира и отправляющего результаты своей напряженной работы по интернету. Размещенный на границе с лесом, этот офис имеет два возможных вида: один — на широкое поле, другой — в тенистый лес. Форма окон намеренно акцентирует процесс вглядывания в пейзаж, обрамляя его словно в рамку картины или экран телевизора. Элементарные материалы (белый поликарбонат, обрезная доска, брус) подчеркивают простоту дизайнерского решения. Вечером, если в офисе горит свет, полупрозрачный поликарбонат с горизонтальными линиями бруса напоминает мраморные фасады средневековых итальянских церквей.
РОТОНДА Один из самых известных объектов в Никола–Ленивце.
В отличие от многих проектов, спрятанных в глубине территории, Ротонда хорошо видна с дороги. Это небольшой овальный в плане дом посреди поля на невысоком холме. Он расположен в важной видовой точке, откуда открывается прекрасная круговая панорама окрестностей. Дом стоит на высоком подиуме, периметр первого яруса состоит целиком из дверей, любая из которых может быть открыта. Двери используются старые, из разрушенных и заброшенных домов. Внутри находится двухсветное пространство общей высотой около 6 метров с галереей окон на высоте 3 метра. В центре ротонды расположен очаг. Наблюдать пейзаж можно, открыв двери на первом уровне, из окон галереи второго яруса, либо — с плоской кровли, на которую ведет лестница.
ПОЗОЛОЧЕННЫЙ ТЕЛЕЦ Силуэт этого арт–объекта напоминает корабль, храм, или фигуру быка.
Деревянный телец состоит из трех ярусов: первый уровень занят голубятней, на второй и третий — можно подняться как на смотровую площадку. Идея проекта питается с одной стороны библейским сюжетом о спасительном Ноевом ковчеге, а с другой стороны апеллирует к образу агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull (Бык с Уалл–стрит).
Скульптура работы Arturo Di Modica появилась на Манхеттане ровно 20 лет назад по инициативе художника и с 1989 г. символизирует финансовый успех. В современных реалиях Золотой телец стал своеобразной метафорой мирового финансово-экономического кризиса. Деревянный телец Василия Щетинина — образ, лишенный агрессии. Это символ терпения, близости к корням, сохранности и тыла. Он и корабль–ковчег, готовый спасти в годы потопа (катаклизм), он и смотровая башня, и кормилец, и защитник — недаром мощные позолоченные рога венчают скульптуру.
БАЗИЛИКА–ИЗБА Объект представляет собой составленные друг в друга два каркаса домов.
ШИШКИН ДОМ Павильон без крыши, ограниченный стенами из сосновых шишек.
Адриан Гезе руководит масштабными проектами по всему миру и имеет опыт работы с совершенно разными географическими зонами и территориями. Для Калужской области он выбрал абсолютно простой и экологически безупречный материал – шишки, на этот объект ушло около 50 кубометров шишек, которые пришлось даже специально завозить в Никола–Ленивец, собранных в окрестных лесах шишек не хватило. Ирина Кулик, арт–критик: «Внутри этого строения, в которое ведёт узкая лесенка, удивительно хорошо — необычные стены обладают не только очень красивой фактурой и дивным запахом, но и замечательной способностью сохранять тепло, а на полу из шишек на удивление удобно лежать. Но при всей экологичности в этом сооружении нет ни тени обаятельной естественной «корявости». В отличие от творений Николая Полисского произведение Адриана Гезе не пытается выглядеть природным феноменом или причудливым порождением народной фантазии: даже в русской глуши нидерландский архитектор остается самим собой — представителем утончённого европейского минимализма, не испытывающим никакого искушения опроститься».
«САРАЙ» / «САРАЙ ГРИГОРЯНА» Вариация на тему простой традиционной формы деревенской архитектуры.
Лаконичными художественными средствами архитектор превращает сарай в деревенский планетарий. Это небольшая постройка из дерева, которая снаружи кажется ничем не примечательной. Однако основной эффект достигается, когда попадаешь внутрь сарая. Стены и крыша, просверленные под разным углом бесчисленными дырочками, превращают сарай в деревенский планетарий, модель звездного неба. Описание объекта, предложенное авторами, выглядело так: «метр пятьдесят три боковой фасад конек четыре ноль один основание четыре девяносто пять длина пять шестьдесят пять доска двадцать мм вертикально сверлить под разными углами на квадратный метр шестьсот отверстий десять мм семьсот отверстий семь мм дверь сто шестьдесят с пружиной также просверлить открыть строго на север ориентировать отдельно стоящее дерево вечером включать внутри лампу пятьсот ватт»
НИКОЛИНО УХО Арт–объект Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, который находится на склоне под Троицкой церковью.
Названо ухо в честь мифического Николы–Ленивца и представляет собой подобие человеческого уха, развернутого ушной раковиной в сторону долины реки Угры. Предназначено оно для того, чтобы «слушать тишину». Арт–критик Ирина Кулик назвала «Николино ухо» «слуховой площадкой» и сравнила его с «дощатой раковиной наподобие эстрады в каком–нибудь ЦПКиО». Выступать на такой эстраде из-за тесноты могут одновременно один, два, максимум три человека, но до сих пор о случаях публичных выступлений из Николиного уха ничего неизвестно, и используется оно только по назначению — чтобы слушать.
«МАЯК НА УГРЕ» Один из самых знаменитых и долговечных лэнд–арт проектов Николая Полисского. Своеобразный символ Никола–Ленивца.
Маяк поставлен на живописном берегу реки Угры, которая изгибается в этом месте почти на 90 градусов (до этого здесь стояли другие проекты — «Сенная башня» и «Дровник»).
Художник дал новую жизнь умершим вязам: их величественные стволы сплетены в колоссального размера башню–маяк. Полисский очень тактично и внимательно относится к существующему ландшафту: вертикаль Маяка перекликается с возвышающейся на холме Троицкой церковью, предлагая зрителю повторяющиеся мотивы устремления к небу.
Тело двенадцатиметрового сооружения, скрученного из толстой лещины, заканчивается площадкой для наблюдения, в которую можно подняться изнутри башни. Металлические антенны–щупальца словно передают и принимают сигнал с кораблей, или связывают этот маленький ландшафт с космосом. Когда–то река была судоходной, и маяк мог быть жизненно важным ориентиром для путников. Теперь у маяка Николая Полисского может быть другая функция — он подает сигналы, притягивая к себе творческую энергию.
СЕННАЯ БАШНЯ Спиралевидная башня в форме зиккурата, полностью сделанная из сена.
Располагалась во впадине долины Угры, куда до неё спускались снеговики из предыдущего, первого проекта Полисского. Диаметр башни был 13 м, в высоту она достигала 10 м и весила 25 тонн. Сделать такой огромный объём можно было лишь при этой спиралевидной форме, сказал позже Полисский: «Когда я разговаривал с умельцами стогования, они утверждали: можно поднять стог на четыре, максимум пять метров, да и то со стогометателем. Я сказал, что будем делать десять метров. И выяснилось, что если постепенно подниматься по пандусу этой винтообразной формы, то можно сметать очень высокий стог. Потом, правда, башня осела до семи метров, понятно, по естественным причинам: усушка». Чтобы сделать арт–объект, Полисский всё лето 2000 г. косил траву с жителем деревни Никола–Ленивец Иваном Соколовым. К концу лета пошли дожди, сено начало подгнивать и к Полисскому подтянулись жители соседних деревень Звизжей и Кольцова. Вместе они накосили около тонны сена. По первоначальным прикидкам необходимо было около пяти тонн сена, но расчёт оказался неверен, его понадобилось в пять раз больше. В итоге сено пришлось докупать, но башня была возведена. За зиму она сгнила, а не была, как рассчитывал Полисский, съедена коровами, поэтому её пришлось сжечь.
КАЗАРМА Архитектурно-производственная лаборатория "АРХПОЛЕ", архитектор Сергей Сыренов, 2013
Бывший владелец построил в самой высокой точке Никола-Ленивца гостиницу, которая выбивалась из общей концепции современного арт-парка. Целью проекта стала реконструкция постройки в экономичную гостиницу для творчески ориентированных людей. Основная идея - рассмотрение здания, как места, захваченного молодежью и используемого для поселения большой команды. Архитектурный характер существующего здания стирается посредством покраски всех элементов, деталей отделки и конструкций в монотонный черный цвет. Постройка оснащается уличными приставными лестницами, спусковыми шестами, эксплуатируемой кровлей с видом на панораму местности. Разные сценарии перемещения по гостинице и плотное заселение придает ей образ оживленного арт - муравейника. Сегодня Казарма - не только арт-объект, но и действующий хостел, который вмещает 60 человек.
ЛЕНИВЫЙ ЗИККУРАТ Новый объект создан проектной группой "Поле-дизайн" (Владимир Кузьмин, Николай Калошин) в рамках "Архстояния" в 2014 году.
На фестивале «Архстояние» 25 июля 2014 года был представлен новый николаленивецкий объект - бельведер «Ленивый зиккурат». Высокая башня, сложенная из бревен, завершила историю высотных бельведеров в Никола-Ленивце. До этого здесь были возведены "Ротонда" Александра Бродского (2009) и "Арка" Бернаскони (2012). Объект имеет большое внутреннее пространство, способное вместить любое театрализованное или музыкальное действие, а со смотровой площадки на высоте 18 метров открывается вид на арт-объекты Никола-Ленивца и ландшафт национального парка "Угра".
Как говорят архитекторы из проектной группы «Поле-дизайн»: «Все дети строят башни. Из разных кубиков: цветных, с буквами или картинками, новых или старых, потертых, доставшихся "по наследству". "Ленивый Зиккурат" — наша попытка "вырастить" объем из клетей-„кубиков“, без затей и смыслов, поднимая один на другой, следуя только правилам рубки и сборки. Но главное — следуя тому, почти забытому, радостному азарту всех Строителей башен». Заложить бревно в осование и принять участие в создании нового объекта мог каждый желающий - в рамках краудфаундинг-проекта. На "Архстоянии" специально для объекта звуковой художник Сергей Касич создал саундинсталляцию, а Lisokot - музыкальный перформанс во внутреннем купольном пространстве башни. Фотографии Архстояния-2014.
Новые арт-объекты появились в деревне Звизжи — функциональные, которые местные смогут использовать каждый день, и временные инсталляции, которые исчезнут через некоторое время. Художник Николай Полисский реконструировал руину сельского магазина и превратил бетонные развалины в храм искусства с проектом «Сельпо». Архитектор Алексей Козырь заменил автобусную остановку, где традиционно собирается сельская молодежь, на железную конструс витражами, сваренную из старого муковоза, которую назвал «Бельведер Звизжский». Архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова посередине картофельного поля на въезде в деревню возвели земляной столб — «Музей сельского труда». Архитектурное бюро Archpoint обновило входную секцию деревенского Дома культуры. Художницы Антье Шифферс (Германия) и Вапке Феенстра (Голландия) открыли и реализовали в рамках проекта «Международный сельский магазин» эклектичную местную продукцию из глины. Полноценной частью дневной и ночной программы фестиваля стала музыка и саунд-арт. На главной сцене выступили JJ (Швеция), Torn Hawk (США), High Wolf (Франция) и другие. Арт-объект «Ротонду» Александра Бродского на всю ночь захватили медиа-художники Sound Art от SoundArtist.ru (SA), которые экспериментировали со звуком, светом и видео-проекциями. На протяжение трех дней фестиваля на Центральной улице Звизжей местные жители угощали гостей домашней едой, свежими овощами и ягодами со своих огородов. Партнер фестиваля UltimatumGroup представил объект "Кукурусса" (Coocoorussa). Ажурная кинетическая конструкция стала доминантой пруда напротив ресторана «Угра". В Доме культуры проходили мастер-классы для детей и взрослых, напротив «Музея сельского труда» танцоры из Poema Theatre показывали перформансы.

Теги
#удивительно #архитектура #красота #природа #искусство #путешествия
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Марина Кочековская
Марина Кочековская
Автор
457 дн. назад
/// Scroll to comments or other