Мрак, уходи: пара слов об освещении | Colors.life
54

Мрак, уходи: пара слов об освещении

Солнечных дней становится все меньше, а значит — самое время задуматься: все ли в порядке в нашей квартире с освещением? Никакой ремонт, никакие дизайнерские находки не спасут нас от тоски, если мы будем сидеть в полумраке. Уют интерьера состоит из грамотно подобранного света не меньше, чем на треть!

Главное правило, которым надо руководствоваться, выстраивая схему освещения в современном доме — надо добиваться соответствия освещения функционалу помещения. Это значит, что чем больше у нашего помещения функций, тем серьезнее мы должны задумываться о том, как его осветить! Вот почему в наши дни уже невозможно отделаться от проблемы, повесив "разлапистую" люстру по центру потолка: надо думать и рассчитывать, исходя из всего объема нашего представления о том, чем будут под этим потолком заниматься. И если мы находим противоречия в своих представлениях, надо эти противоречия устранять!

Начнем с прихожей. Тут к свету предъявляются два противоположных требования. Во-первых, он должен быть достаточно ярким, чтобы не усложнять уборку (а уборка помещению, куда заходят в верхней одежде и уличной обуви, нужна, разумеется, очень часто). Учтем, что естественного света в прихожих почти никогда нет. С другой стороны, мы не должны "бить по глазам" тех, кто зашел в квартиру в темное время суток — глаза, привыкшие к темноте, не должны рефлекторно зажмуриваться, когда их хозяин сделает в квартиру первый шаг! А еще не надо забывать о том, что в прихожей часто бывает расположено зеркало, в которое кто-нибудь обязательно захочет посмотреться перед уходом, и этого кого-то мы ни в коем случае не должны огорчить ни недостатком света, ни резкими тенями... Противоречие? Разумеется. И подходить к его решению надо с умом.

Прежде всего, избавимся от всех источников резкого света. Подчеркнем, что ставить знак равенства между "ярким" и "резким" ни в коем случае нельзя! Яркий свет вполне может быть рассеянным. Для прихожей лучше всего подойдет бестеневое освещение, созданное несколькими источниками света. Если будут предусмотрены несколько "ступеней" интенсивности освещенности, еще лучше. Идеальный вариант — если регулировка яркости будет плавной, бесступенчатой. Последняя, самая яркая ступень, должна подходить для уборки помещения и ни для чего больше.

Для гостиной освещение нужно обязательно разделять на функциональные зоны. Центральное верхнее освещение — для встречи с друзьями и застолий, дежурное яркое освещение — для уборки, мягкое рассеянное (например, от настенных бра) — для ужина и торшер или лампа с абажуром — для уютного времяпрепровождения на диване.

Освещение на кухне целиком может быть посвящено функциональности. Очень популярны сейчас системы локальной подсветки рабочей поверхности. Иногда без них и вовсе не обойтись, но ощущения уюта они, как правило, не создают. Если на кухне располагается ваш обеденный стол, имеет смысл осветить его отдельно. Беспроигрышный способ добиться уюта — навесной светильник с абажуром, снабженной регулировкой высоты, располагающийся прямо над серединой стола. Будет лучше, если он будет снабжен плавной регулировкой яркости. И еще, даже если вы не моете посуду руками, обязательно проследите, чтобы у зоны мойки не было никаких проблем с освещением.

Для ванной прекрасно подходят любые светильники, лишь бы они были защищены от влаги. Их можно размещать сверху, справа и слева от зеркала, а также на потолке — а вот на противоположной от зеркала стороне размещать источники света не стоит. Обязательно проследите, чтобы ничто не било вам в глаза, когда вы лежите в ванне на спине.

Мы несколько раз упомянули плавную регулировку освещенности. Простая, вроде бы вещь, но почему же сейчас ее устраивают так редко? Чтобы понять это, отправимся на десятилетие назад, когда лампы накаливания (как обычные, так и галогенные) начали постепенно заменяться на люминесцентные лампы. Как правило, это были лампы с обозначением CFL — то есть такие, которые не требовали никакой отдельной пусковой или балластной электроники, а вкручивались в обыкновенные патроны, доставшиеся нам от ламп накаливания. Такие лампы получили, несмотря на увеличившуюся стоимость, очень широкое распространение благодаря увеличенному сроку службы и повышенному КПД (то есть к существенной экономии электроэнергии). Настоящая проблема с ними была одна: с ними перестали работать "диммеры" — устройства для плавной регулировки освещения, прекрасно показывавшие себя с лампами накаливания. На рынке присутствовали отдельные модели CFL-ламп именитых производителей, совместимые с устройствами плавной регулировки (хотя настоящей плавности тут не получалось, лампы меняли яркость заметными "ступеньками"), но стоимость их была чаще всего запредельной.

Ситуация начала меняться несколько лет назад в связи с внедрением в осветительные дела нового источника света — белых светодиодов. Сейчас, несмотря на до сих пор внушительную стоимость светодиодных систем и ламп (которая, конечно, плавно снижается по мере развития прогресса в их изготовлении, но не так быстро, как нам хотелось бы), их можно все чаще увидеть и в учреждениях, и дома. Так вот, устроить светодиодам управление яркостью гораздо проще, чем CFL-лампам. Так что найти и выбрать современную лампу, совместимую с диммером, теперь не такая уж проблема — достаточно отыскать заветные слова Dimmable ("диммируемая") на упаковке.


Теги
#дизайн #советы
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Александр ПИХневич
Александр ПИХневич
Автор
460 дн. назад
/// Scroll to comments or other