Зарождение бебитеатра в России | Colors.life
95

Зарождение беби-театра в России

Спектаклей для самых юных зрителей в российском театре долгое время просто не существовало: с ребенком младше двух лет в театры не пускали. Кукольные театры изменить ситуацию были не в состоянии. Ситуация казалась безысходной, но как-то вдруг начала меняться почти сама собой. Возможно, сработала классическая формула о спросе, который рождает предложение. Детей много, и театры для малышей рано или поздно должны были появиться.

Сегодня детский театр развивается достаточно динамично. В профессиональной среде спорят о том, в каком направлении движется детский театр, что он собой представляет. Новации снова идут из Европы, где бэби-театр уже прочно утвердился, имея солидную теоретическую базу, методические наработки. У нас пока многое не ясно. Понятно, что буквально копировать не получится, потому что в искусстве копия всего лишь копия. Даже термин «бэби-театр» режет слух и в русском эквиваленте лишается того смысла, который заложен в оригинале. По умолчанию все понимают, что речь идет о театре для самых маленьких детей, о театре без минимального возрастного порога. У нас чаще всего его называют театром для малышей. Если договариваться о терминах, то возможны и другие определения. Режиссер Юрий Устюгов и художник Ольга Устюгова считают, театр для малышей должен быть контактным и называют спектакли для самых маленьких театром на ладошке. Именно супруги Устюговы стали в России пионерами театра для малышей. Такой театр обычно представляет собой небольшое помещение, где 2-3 актера могут взаимодействовать не более, чем с 12-15 зрителями. Сюжет в постановках зачастую отсутствует, и действие строится на нескольких «номерах», которые актеры исполняют соло, а все остальное время они взаимодействуют с детьми. Прошу прощения, я хотел сказать — играют с детьми, рисуют, рукодельничают вместе с ними.
Спектакли из цикла «Театр на ладошке», посвященные зиме, весне, лету и осени, предназначены для самых маленьких зрителей. Небольшое помещение, декорации и реквизит постановки, созданные художником Ольгой Устюговой, рассчитаны на то, чтобы, по словам Ю. Устюгова, «сжать весь мир мир до размеров ладошки» и сделать детей активными участниками действия. Сцена, формирующая пресловутую четвертую стену, отсутствует, то есть исчезает расстояние между актерами зрителями. И слово зрители здесь не вполне подходит. Да, дети наблюдают за действием, но постепенно осваиваются и становятся его участниками. Делается шаг в познании мира и в развитии личности ребенка за счет формирования новых ощущений и видов деятельности. Здесь можно потрогать сосульки, покормить скворца червяками, запускать настоящие бумажные кораблики, дорисовать картину, начатую актерами. Можно кисточкой, а можно просто руками. Часть предметов настоящие, другие игрушечные, но это не имеет значения, потому что воображение пробуждается в любом случае.
Новые подходы к спектаклю для малышей часто приходится искать интуитивно. Интересно, что самые интересные находки в этом направлении принадлежат тем режиссерам, актерам и художникам, которые воспитывают своих маленьких детей. Режиссер Марфа Горвиц вместе с художником Александрой Ловянниковой сделали на площадке театра «Домик Фанни Белл» бэби-спектакль «Сказки из маминой сумки», в котором героями становятся вещи уже знакомые малышам: щетки для волос, ножницы, прищепки, рис и мука. Постановка рассчитана на восприятие детей от 2,5 лет. В качестве режиссера-постановщика А. Ловянникова в спектакле «Я делаю мир» (проект «Бэби Сцена» и семейный центр «СитиКидс») еще повысила, точнее, понизила планку в расчете на детей от 1,5 лет. На глаза детишек и их родителей, уютно расположившихся в голубом шатре на мягких подушках, выстраивается бумажная инсталляция о зарождении цивилизации. Детей научат делать самые простые поделки из бумаги: подзорную трубу, домик, облако. Большинство спектаклей театра строятся на интерактивных принципах.
В Москве активно работает интересный и развивающийся сразу в нескольких направлениях проект «Вместе с мамой», который приглашает детей от 1 года на музыкальные спектакли Театра для Малышей («Непослушный утёнок», «Как червячки весну спасали», «Как попугай научился дружить» и др). Авторство идеи принадлежит Марине Кельман. Здесь можно убедиться в том, что не запрещено приходить в театр с ребенком 0 +, хотя в это трудно поверить сразу. Работа в проекте «Вместе с мамой» ведется по авторским разработкам М. Кельман. В рамках проекта разработаны методики, позволяющие родителям приносить на концерты классической или джазовой музыки младенцев на руках. Все началось в 2009 году и сегодня никто не удивляется ребенку, ползающему между пюпитрами. Но такое место в Москве единственное.

Распространение идей бэби-театра привело к появлению гибридных форм, объединяющих элементы театра с музеем или библиотекой. В Петербурге очень популярен интерактивный музей-театр «Сказкин дом», где экскурсии похожи на сказку, в которой оказываются дети, попадающие в пещеру Кощея, за стол трех медведей или в ступу Бабы Яги. Экскурсоводами становятся Иван-Царевич, Василиса Премудрая или Чудище Болотное. Приключения знакомят с предметами старого русского быта и народным фольклором. Для самых маленьких совершается путешествие в сказку «Волк и семеро козлят» и «Сказку о глупом мышонке». Российская государственная детская библиотека приглашает детей от 1 года до 4 лет на спектакль «Первый снег», действие которого проходит в шатре, где можно увидеть снег, морозные узоры, потрогать вышедшие из обихода валенки.

И все же для малышей по-прежнему пишется мало пьес, режиссеры предпочитают работать с более взрослой публикой. Кто будет заниматься нашим детским театром, организовывать гастроли в регионы, где вообще нет детского театра? Никто не отменял вопросы финансирования. Очевидно, что для детского театра не нужны сложно устроенные сцены и дорогое оборудование. Спектакли играются в небольших помещениях, буквально на столе. Но в таком театре нельзя собрать много зрителей, следовательно, много не заработаешь — нельзя до бесконечности поднимать стоимость билетов. Приходится говорить о государственной или частной поддержке. Пока детский театр держится на энтузиазме подвижников. В этом смысле можно согласиться с куратором лаборатории «Бэби-лаб» в Центре им. Мейерхольда Варварой Коровиной, которая считает, что бэби-театра как такового у нас пока нет. Есть интерес зрителей, есть отдельные удачные спектакли, но театра для малышей как системы нет. Если это верно по отношению к театральным городам, какими являются Москва и Санкт-Петербург, то в регионах говорить о бэби театре просто бессмысленно.
Может быть, для того чтобы не было периодически возникающих разговоров о кризисе театра, стоит обратить внимание на театр для малышей, который воспитает новые поколения зрителей буквально с пеленок, точнее, с подгузников.
http://chekhoved.net/blogs/proscenium/459-detskiy_teatr_v_rossii


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Людмила Прокудина
Людмила Прокудина
Автор
473 дн. назад
/// Scroll to comments or other