Олегу Табакову 80 лет: я отношусь к тем мужчинам, которые совершают поступки | Colors.life
217

Олегу Табакову 80 лет: "Я отношусь к тем мужчинам, которые совершают поступки"

Олег Табаков знаком каждому и любим всеми. Его лицо, голос, интонации - уже давно национальное достояние. В своем деле он - и Пушкин, и Моцарт: так свободно, радостно и легко управляется с театром, кино, со своими учениками и публикой. Сегодня, 17 августа, Олегу Павловичу исполняется 80 лет, 60 из которых он подарил нам.
Табаков любит рассказывать, что его настоящая фамилия - Утин. Его деда, мальчишку из бедной семьи, взяли на воспитание богатые саратовские крестьяне Табаковы. Их-то фамилию Олег Павлович и прославил. У Табакова четыре крови - польская, русская, мордовская и украинская, поэтому сам о себе он говорит, что хитрый. Наверное, надо иметь хитрость в партиях с жизнью, чтобы после проблем с сердцем, возникших уже в 29 лет, в 80 продолжать выходить на сцену, преподавать в России и за рубежом, руководить двумя театрами и театральным колледжем. В военное время маленький Олег писал отцу на фронт письма и подписывал их "Маршал Лёлик". Как известно, характер - это судьба.
Впрочем, сам Табаков гораздо скромнее и проще оценивает свои заслуги и считает, что рано почивать на лаврах:
Нам, взрослому поколению, надо помнить, что на тебе жизнь не кончается. Владимир Иванович Немирович-Данченко в 1943 году в возрасте 84 лет - тогда Красная армия только-только отогнала немцев от Сталинграда, и никто, даже Господь Бог, не знал, кто победит, Сталин или Гитлер, - заставляет правительство открыть Школу-студию МХАТ. Вы подумайте - не сделай он этого, не было бы Ефремова, Борисова, Волчек, Басилашвили, Дорониной, Лазарева, Лавровой.. .
Без Табакова тоже не было бы многих актеров. Ведь это он открыл зрителю Владимира Машкова, Евгения Миронова, Сергея Безрукова, Евдокию Германову, Елену Майорову, Андрея Смолякова, Ирину Апексимову, Алексея Серебрякова... Он учит и помогает встать на ноги уже 40 лет и это дело считает своим главным.
Подростка Лёлика Табакова все чаще замечали в кругу сомнительных саратовских парней, и тогда перепуганная мама записала сына в шахматную секцию. Но, к счастью, оттуда мальчика переманили в драмкружок, и это решило его судьбу. Когда Олегу было 14, он понял, кем хочет стать, а потому после школы отправился поступать в Школу-студию МХАТ. С тех пор с этой аббревиатурой связана вся его жизнь. На последних курсах Школы-студии он вступил в товарищество актеров, организованное Олегом Ефремовым, и таким образом стал одним из основателей будущего театра "Современник", и 25 лет был его ведущим артистом.
В 1974-м Табаков решил преподавать актерское мастерство. Он был уверен, что успех театра - в уникальных актерах, а их надо искать и растить. Этот поиск он называл селекцией. Для своего театрального кружка он отобрал 49 человек из 3,5 тысяч ребят, а когда в 1976 году уже официально набирал на базе ГИТИСа курс студентов, взял только восемь из них.
В 1977 году Табакову удалось получить угольный склад на улице Чаплыгина, который усилиями его и его студентов превратился в знаменитое подвальное помещение будущей студии "Табакерка".
Жители этого дома поначалу были настроены враждебно по отношению к нашему театру, - рассказывает Табаков, - было много протестов, судебных исков.
Но худшее случилось, когда в 1982-м студию велели закрыть из-за якобы неудовлетворительной идеологии спектаклей. От этого удара Табаков слег с высоченной температурой.
"Студийцы подумали, что я отброшу коньки, пришли ко мне домой и встали, перепуганные, у "смертного одра", - вспоминает Олег Павлович. - Глядя на них, я понял, что не могу впасть в отчаяние, не могу бросить своих ребят, которые остались без работы. И я встал с "одра", пристроил всех в разные театры... А сам решил набрать новый курс в ГИТИСе".
Официально запрет с "Табакерки" сняли только в 1987 году, присвоив студии статус театра. В 2000 году уходит из жизни Олег Ефремов, великий реформатор и театральный деятель, друг и соратник Табакова, учитель. Из-за многолетней болезни Ефремов уже практически не управлял Художественным театром - там царили анархия, развал. И Табаков взял на себя руководство МХТ им. Чехова. Точнее сказать - взвалил. Назвал сам себя в шутку кризисным управляющим, да им и был на самом деле.
В зале 40 процентов зрителей, женщины-актрисы гасят окурки о батареи в гримерных, срач, пьянь, воровство,
- таким Олег Павлович помнит принятый в ведение театр, а каким он стал, известно всем. Табаков добился выделения средств на реконструкцию старых помещений, повысил зарплаты, выкроил деньги на пособия матерям. Он платит отпускные, премии, находит деньги на операции. По части хозяйствования ему мало равных, причем, как сам он утверждает, делает это на раз. А еще он руководит театральным колледжем, в котором собирает талантливых детей со всей России, и находит средства на их содержание. "Я отношусь к категории тех мужчин, которые совершают поступки", - говорит он о себе и не любит вдаваться в детали. Зачем говорить, когда нужно делать?
Редкий актер так успешен в своей профессии, как Табаков. Так по-хорошему, по-моцартовски легок он и в драме, и в комедии, и в театре, и в кино. Широта его диапазона - безгранична, способность к изменению - внешнему и внутреннему - поразительна, но ему самому, кажется, игра не доставляет абсолютно никаких актерских "мучений", о которых так любят говорить его коллеги. Чувство юмора и редкая по искренности самоирония придают неповторимые оттенки его образам - застенчиво-лукавым, невинно-коварным. Не зря уже несколькими поколениями так любим озвученный им кот Матроскин - практичному и обаятельному симпатяге артист просто одолжил черты своего характера.
Роман Табакова с кино начался еще со студенческой скамьи. За первые восемь актерских лет он снялся в 40 фильмах. Это послужило причиной инфаркта, который случился немыслимо рано - в 29 лет. Табаков работал на износ, спал по четыре часа в сутки.
"Тогда многое пришлось передумать, пересмотреть в своей жизни. После этого я стал заниматься только тем, что мне интересно", - вспоминает об этом Олег Павлович.
Правда, в театр он вышел на следующий же день после выписки, а там его ждали и не выпускали без него спектакль "Обыкновенная история", где он сыграл свою звездную роль.
"Театр обладает для меня огромными компенсаторными возможностями, на сцене проходит боль - головная, зубная. Даже радикулит проходит!" - говорит Табаков.
Но тем не менее выводы после больницы он сделал. С тех пор у него привычка обязательно спать днем, прямо в гримерке - врачи предупредили, что его сердцу надо давать отдыхать. Табаков по сей день считает главными своими лекарствами сон и еду. При этом Олег Павлович ест все время, и над этим любят подшучивать его друзья.
Я кушать всегда хочу. Иногда этот процесс становится неуправляемым. Я не в силах устоять! По ночам пробираюсь на кухню, запихиваю в рот кусок колбасы. Лежу в кровати и сосу кружок, словно леденец.
Однажды на приеме в английском посольстве он даже вылизал тарелку. Его жена пришла от этого в ужас, а жена посла - в восторг.
Табаков женился дважды. С первой женой, актрисой Людмилой Крыловой, они прожили больше 30 лет и воспитали двоих детей - Антона и Александру. Вторая жена, Марина Зудина, была его студенткой. Ни разница в 30 лет, ни мучительное чувство вины Табакова перед семьей, ни многочисленные поклонники Марины не остановили их роман. Олег Павлович всеми силами пытался избежать развода с Крыловой, ведь одно из сильнейших разочарований его детства - расставание родителей. Они с мамой ждали отца с фронта, а он пришел только для того, чтобы сказать, что встретил на войне другую. Но, может быть, и Олегу Павловичу это испытание было дано для того, чтобы понять и простить отца. Ведь и он не смог совладать с любовью.
Табаков и Зудина вместе больше 30 лет. У них двое детей: старший, Павел, учится в театральном колледже отца, уже играет в театре и кино. Младшей, Маше, девять лет. Сам Олег Павлович любовь Марины называет подарком судьбы и тут же иронизирует об этом: "В советское время был каламбур: "выиграть "Волгу" по трамвайному билету". А когда становится более сентиментальным, цитирует Тютчева, который "все об этом сказал": "О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!"
Как-то Олег Павлович признался:
Раньше я думал, что никогда не умру - впереди вся жизнь. А теперь меня посещают невеселые мысли: "А сколько еще ты будешь видеть своих детей?" Ответа нет. Это еще больше печалит. Но я осознаю, что грусть эта светлая. Она - плата за ту радость, которую мне подарил Господь.
А еще Табаков верит в театр как никто:
Театр - это то, от чего люди не откажутся никогда. Это не путешествие на Гавайи, не "ювелирка". Театр в России - особая форма удовлетворения духовных потребностей. 
К счастью для нас всех, верит он не на словах, а на деле:
Если вы попробуете создать сборную команду драматических артистов в возрасте от 30 до 50 с лишним лет, то половина из них будут мои ученики. Я способный. И как только начну что-то делать плохо - оставлю это и извинюсь.

Олег Табаков и Олег Ефремов
Олег Табаков в молодости
Олег Табаков со своей женой Мариной Зудиной
Старший сын Олега Табакова Антон с женой Анжеликой
Олег Табаков и Марина Зудина с детьми

Теги
#искусство #знаменитость
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Татьяна Дюкарева
Татьяна Дюкарева
Автор
479 дн. назад
/// Scroll to comments or other