«Ростовская Финифть» | Colors.life
336

«Ростовская Финифть»

Финифть - это древнейший декоративно-художественный промысел России, один из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи, который всегда относился к элитарным видам искусства. Эксклюзивный характер эмалевых миниатюр обусловлен высоким живописным мастерством художника и чрезвычайно сложным, трудоемким процессом их изготовления.
История создания промысла в Ростове Великом насчитывает более 200 лет.

Почему ростовская финифть совершенно неподражаема?

Ростовская финифть радует глаз, ею просто невозможно не любоваться. Финифтевую брошь или заколку немедленно хочется взять в руки и рассмотреть получше – настолько притягивает внимание тонкий замысловатый узор. Его плавные, спокойные, размеренные линии создают ощущение гармонии. Этот вид искусства прославлен на весь мир. А наши соотечественники испытывают к финифти нечто вроде любви на генетическом уровне – настолько её история переплелась с историей Руси. Когда смотришься в расписное зеркальце, кажется, что именно ему сказочная красавица адресовала вопрос: " Я ль на свете всех милее?."

Ростовская финифть относится к тем народным промыслам, скопировать которые совершенно невозможно, как ни старайся. В чём же уникальность этого искусства? Почему подобные серьги, кольца, браслеты невозможно изготовить больше ни в одной точке планеты? Или ростовским мастерам известны какие-то особые секреты?

В чём тайна расписных украшений?

Во-первых, секреты производства таких изделий действительно существуют. Способы изготовления украшений на основе финифти долгие века передавались из поколения в поколение. За определением ростовская финифть стоят целые династии потомственных мастеров. Во-вторых, само происхождение этого народного промысла – чистое, духовное. Изначально (когда финифть была не ростовской, а, скорее, московско-петербургской) ею декорировали церковную утварь. Затем финифтью стали украшать праздничные одежды священнослужителей. Позже этот промысел из столицы перекочевал в Ростов, ставший духовным центром нашей страны. Финифтью стали расписывать иконки для паломников – это было не только красиво, но и практично: закалённая эмаль совершенно не портилась от солнца, влаги и пыли. Маленькие образки с ликами святых разъезжались из Ростова во все концы света. И лишь затем этот филигранный декор перешёл на серебряные украшения, бонбоньерки, ароматницы, медальоны.

Легенды и факты о финифти

В XVIII веке ростовским центром выпуска финифти стал Яковлевский монастырь. И сам монастырь, и слобода при нём изготавливали чудесной красоты иконы из расписной эмали. Заслышав о промысле Яковлевского монастыря, сюда стали устремляться лучшие живописцы того времени, желавшие послужить людям и улучшить таким образом свою судьбу. Так благодаря финифти Ростов стал городом выдающихся художественных талантов. Говорили, что обилие праведных людей начало творить в городе настоящие чудеса. Здесь исцелялись больные люди, воссоединялись семьи, появлялись долгожданные дети. В итоге не проходило ни дня, чтобы в город не прибыли очередные паломники. Дошло до того, что в Ростове побывала сама государыня-императрица Екатерина II. Этот визит – исторический факт: он был связан с чествованием святителя Димитрия, в чудесное влияние которого императрица искренне верила. Она даже унесла из монастыря финифтевый образок с изображением Димитрия Ростовского.

Финифть в советское время

После Октябрьской революции, когда другие народные промыслы, связанные с религией, были преданы забвению, ростовская финифть сумела выжить. После 1917 года производство не застопорилось ни на один месяц! Ростовчане нашли выход: они стали выпускать украшения из серебра с финифтью – эстетичные изделия всё с тем же самобытным витиеватым почерком. Женщины стали носить в расписных медальонах портреты любимых, мужчины – кольца с изображением русских городов. А на ростовские ювелирные украшения равнялись фабрики всей страны. Шкатулка с финифтью стала самым желанным подарком для дамы, а представители сильного пола любили расписные табакерки. Все умения, приобретённые мастерами за годы изготовления мирских украшений (как-никак это 70 лет), применяются и совершенствуются по сей день. Вот почему уникальная ростовская бижутерия, создаваемая этим методом, сегодня не имеет себе аналогов во всём мире.

Как делается финифть?

О технологии изготовления ростовской финифти можно рассказать лишь в общих чертах. Поскольку этот народный промысел – самое настоящее таинство, досконально известное только опытному мастеру. В целом процесс выглядит так. Лист меди режется на пластинки требуемой формы. Затем медь выбивают, делая будущее изделие выпуклым. После этого медную пластинку в несколько слоёв покрывают белой непрозрачной эмалью (эмаль предварительно смешивается с водой в строго определённой пропорции). После этого оборотную сторону пластинки тоже покрывают эмалью (на этот раз достаточно одного слоя). Благодаря этому ходу пластинка не утратит своей формы. Затем будущее изделие поступает в печь на просушивание. Сушится оно при температуре от 700 до 800 градусов Цельсия. Именно благодаря этой процедуре эмаль и приобретает гладкую поверхность и блеск, характерный для готовой финифти. Основа для рисунка готова. Наступает пора покрыть лицевую часть пластинки огнеупорной краской и снова отправить пластинку на просушивание. Саму краску мастер должен выбрать предельно точно: при обжиге она изменит цвет. К тому же все краски имеют собственную температуру плавления, это тоже придётся учесть. Для создания многоцветных изделий картинка на эмали дорисовывается и обжигается вплоть до 7 (!) раз. Последний этап – помещение пластинки в ювелирную оправу (если речь идёт об украшении).


Теги
#дизайн #искусство
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (1)
Alexandra Mi
Неземная красота :heart_eyes:
475 дн. назад 0
Комментарий был удален.
Елена Соловьёва
Елена Соловьёва
476 дн. назад
/// Scroll to comments or other