Собственные дома архитекторов | Colors.life
151

Собственные дома архитекторов

Дом Шрёдер Геррита Ритвельда (1924) Нидерланды, Утрехт, Принс-Хендриклан, 50
Геррит Томас Ритвельд. 1962 год © Wikimedia Commons Геррит Ритвельд, главный голландский архитектор-модернист, строил этот дом для вдовы Трюс Шрёдер и ее троих детей, но в процессе строительства он так сдружился с заказчицей, что сам поселился с ней в доме и прожил там всю жизнь. Считается, что в этом проекте Ритвельд перенес в трехмерное пространство принципы абстрактной живописи Пита Мондриана. Еще больше, чем на картины Мондриана, здание похоже на работы русских супрематистов: архитектоны Малевича, проуны Лисицкого. На что он совсем не похож, так это на «нормальные» модернистские дома: слишком много в нем цвета, слишком много деталей, не обусловленных функцией. Тем не менее он их предшественник. Дом Шрёдер — один из ранних смелых экспериментов, на основе которых сложилась архитектура модернизма.
Все архитекторы XX века строили дома для себя. Все, кроме советских. В СССР было не принято строить особняки. Как это удалось Мельникову — загадка. Нам повезло, что это удалось именно ему — самому большому фантазеру среди архитекторов советского авангарда. Дом у него вышел ни на что не похожий, из двух цилиндров, со стенами как соты и одной спальней для всех членов семьи. Этот особняк — шедевр архитектуры, известный во всем мире, и для иностранного туриста он одна из важнейших достопримечательностей Москвы. А для нас, русских, он важен не как архитектурный шедевр, а как культурная аномалия. Особняк, построенный в эпоху проклятого «квартирного вопроса», с гордой надписью «Константин Мельников архитектор» над входом и огромной и светлой, как храм, мастерской на третьем этаже — манифестация достоинства профессии, которого никто за ней не признавал в СССР, где архитекторы были анонимными функционерами проектных институтов и рабами Стройкомплекса.
Дом Константина Мельникова (1927–1929) Москва, Кривоарбатский пер., 10
Дом Константина Мельникова (1927–1929) Москва, Кривоарбатский пер., 10
Дом Константина Мельникова (1927–1929) Москва, Кривоарбатский пер., 10
Филип Джонсон устроил в 1932 году в Нью-Йорке выставку «Интернациональный стиль», которая познакомила Америку с европейской модернистской архитектурой, а потом трудоустроил в США главных героев своей выставки. Затем Джонсон получил диплом архитектора, и первое, что он построил, был его собственный дом. В этом маленьком здании, как ни в каком другом, воплотились все принципы модернизма. Это жилая капсула минимально необходимой площади и с минимальным набором мебели, без внешних стен (все ее стены — это окна) и без внутренних перегородок (весь интерьер — одна комната), полурастворенная в зелени и воздухе леса, почти нематериальная, дом-идея.
Стеклянный дом Филипа Джонсона (1949) США, штат Коннектикут, Нью-Канаан, Понус-Ридж-роуд, 798–856
Стеклянный дом Филипа Джонсона (1949) США, штат Коннектикут, Нью-Канаан, Понус-Ридж-роуд, 798–856
Стеклянный дом Филипа Джонсона (1949) США, штат Коннектикут, Нью-Канаан, Понус-Ридж-роуд, 798–856
Архитекторы XX века любили делать большие окна. Они говорили, что благодаря им природа входит в интерьер. Здесь она входит в интерьер физически. Скала, как бы разорвав хрупкую оболочку дома, вваливается в комнату. Это самое драматическое противопоставление природного и искусственного начал, какое только знает история архитектуры. Но оно вводит нас в заблуждение. Прежде чем построить дом, Альберт Фрей целый год наблюдал за тем, как солнце освещает участок, под каким углом ложатся тени, и на основе этих наблюдений рассчитал положение, план и высоту дома. Здание построено с таким вниманием к естественной среде, что правильней считать его частью ландшафта, а не чужеродной деталью в нем.
Дом Альберта Фрея (1963–1964) США, штат Калифорния, Палм-Спрингс, Уэст-Палисейдс-драйв, 686
Дом Альберта Фрея (1963–1964) США, штат Калифорния, Палм-Спрингс, Уэст-Палисейдс-драйв, 686
Дом Альберта Фрея (1963–1964) США, штат Калифорния, Палм-Спрингс, Уэст-Палисейдс-драйв, 686
Фрэнк Гери — мастер домов‑аттракционов, которые превращают любой город, где они построены, в туристическую Мекку. Непохоже, что Гери от этого в восторге: за его архитектурой стоит глубокая философия, до которой туристам нет никакого дела. Собственный дом архитектора (на самом деле пристройка к дому 1920 года) — полигон, на котором он выработал свой стиль: углы, разломы, необычные материалы, внезапные переходы от глухой поверхности к прозрачной. Считают, что архитектура деконструктивизма началась с дома Фрэнка Гери. Единственный, кто так не считает, — сам Гери, но до этого никому нет дела
Дом Фрэнка Гери (1977–1978, 1991) США, штат Калифорния, Санта-Моника, 22-я улица, 1002

Теги
#архитектура
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Ирина Nisengauz
Ирина Nisengauz
492 дн. назад
/// Scroll to comments or other