История подстаканника | Colors.life
448

История подстаканника

Для многих подстаканник - свидетель душевных разговоров в поезде и… он так романтично погромыхивал под стук колес!

Говорят, что причиной появления подстаканника вполне прозаические – до революции женщины пили чай из фарфоровых чашек, а мужчины из стекла. В своем "Кулинарном словаре" Александр Дюма рассказывал французам об удивительном русском обычае: "мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора". Ну, неудобно же пить горячий чай из стеклянного стакана, и ручки нет… Вот и придумали подстаканник. Так это или не так, но точная дата изобретения этого красивого и полезного приспособления – неизвестна. По некоторым источником подстаканник появился в употреблении в конце XVIII века. По крайней мере, именно с этого времени встречаются упоминания подстаканника как элемента русского чаепития.

Дизайн подстаканника стал разнообразным в XIX веке. Изготавливали подстаканники многочисленные авторские и частные мастерские. Как произведения искусства их создавали лучшие ювелиры: Хлебников, Сазиков, Овчинников, Лорие, Дехтерев и другие. Даже сам Карл Фаберже приложил к этому производству свою руку. Главной техникой исполнения было художественное литье. В конце XIX веке на одном из крупнейших российских заводов по обработке цветных металлов – "Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина" во Владимирской губернии – не менее 30% прибыли давал цех производства посуды, главной продукцией которого были как раз подстаканники.

Часто подстаканники делали на заказ. В разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Иногда подражая застольным чаркам древней Руси, их украшали традиционными надписями-пожеланиями. Самой распространенной была чеканка или резьба в верхней части подстаканника: "Пейте на здоровье!" Если подстаканник изготавливался для знатного семейства, он мог украшаться надписью с именем владельца или монограммой.

Наиболее разнообразными были формы подстаканников. Если в середине XIX века их часто делали по образцам неорококо или неоклассицизма, то во второй половине появились изделия, выполненные в "русском стиле". Несмотря на то, что такие подстаканники чаще всего изготавливали для зажиточных людей – простонародные мотивы очень даже приветствовались. Так в руки любителя выпить горячего чая попадал то "бревенчатый забор", то "бочонок", то "берестяной кузовок".

Во время всеобщего увлечения музыкой Вагнера, на подстаканниках появилась фигура лебедя, переносящая любителей оперы в волшебный мир "Лоэнгрина".

На рубеже XIX-XX веков наиболее любимыми сюжетами стали изображения древнерусских богатырей и прекрасных русских царевен в кокошниках. Первое десятилетие XX века принесло моду на подстаканник с лошадиной головой, а также всевозможной охотничьей атрибутикой.

Наиболее престижными считались мельхиоровые и серебряные подстаканники, они и стоили недешево. Более доступными были изделия из алюминия и нержавеющей стали. В 70-х гг. XX века появляются подстаканники, изготовленные из сплава "медь- никель – цинк" (МНЦ) с глубоким серебрением. Самый весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчугинский завод мельхиоровых изделий.

Интересно, что в советское время отношение к подстаканникам было действительно серьезным. Забавный момент – когда 1980 году в честь московской олимпиады было произведено 10 тысяч подстаканников из дорогого материала с символикой "Олимпиады" и "Олимпийский мишка", они не стали популярны СССР. Не стыковался образ озорного мишки и спортивного события с таким серьезным посудным аксессуаром. Зато на Западе такие подстаканники сразу стали пользоваться большим успехом.

Сейчас мало кто пьет чай с подстаканником. Они все больше становятся предметом коллекционирования или семейной реликвией. А жаль…


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Елена Назарова
Елена Назарова
Автор
491 дн. назад
/// Scroll to comments or other