История настенных ковров | Colors.life
280

История настенных ковров

Обычай украшать свое жилье коврами пришел к нам еще c древних времен. Главным образом их использовали в качестве утеплителя жилища, защиты в холодное время года. Однако помимо этого, плотные куски материи во все времена были прекрасным декором помещения, показателем статуса и достатка их владельца. Также в истории встречались случаи, когда ковер представлял собой место хранения важной для человека информации, настоящую книгу.

Последние несколько лет стало считаться хорошим тоном высмеивать известную советскую традицию вешать на стену восточный ковер. Так ли все ужасно?

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657

В качестве текстильного изделия его применяли в быту достаточно широко: стелили на столы, укрывали лавки и диваны, использовали в качестве дверей и перегородок, делали из ковровой ткани настенные мешки (они заменяли шкафы и комоды), наплечники для ношения кувшина и попоны для лошадей, а еще вывешивали на общественных празднествах как знамена и штандарты. Так что ковер на стене — еще не самый экзотичный вариант, были способы и пооригинальней.

Ян Вермеер.Спящая девушка. 1656-1657

Кочевники-степняки выстилали коврами внутреннее пространство шатров и кибиток. Это позволяло обустроиться на новом месте быстро и с комфортом. Шерстяной ковер висел и на входе — как дверь. Позднее он прочно обосновался на стенах в домах жителей Передней и Средней Азии.

Корнелис де Ман. Игра в шахматы. Вт. пол. XVII века

Про западноевропейские шпалеры (гобелены) так или иначе слышали все. Эти ковры-картины, которые начали изготавливать в X-XI вв. и делают до сих пор, предназначены исключительно для стен. В XIII веке на Западе появляются первые изделия персидского и турецкого производства. Для сдержанных в декоре европейцев они были настолько потрясающими, что естественным образом поселились на стенах и столах — в качестве роскошного убранства, демонстрирующего тонкий вкус и высокий уровень благосостояния хозяина.

Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, со своей служанкой. 1670

В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных рогожами и войлоками. На полу, на лавках, на подоконниках, столах — всюду лежали полавочники, наоконники и тому подобные тканые материалы, в художественной обработке которых наши предки достигли высокого мастерства.

Эта особенность была обусловлена отчасти холодным климатом, отчасти — желанием разнообразить интерьер, не затрагивая его структуру — ведь почти вся мебель была встроенная, лавки «врубались» в стены по периметру еще на стадии постройки дома. Смена текстиля на праздники и в будни позволяла создавать разную атмосферу в одном и том же помещении.

В богатых домах стены обивали тканью. Возможно, именно «повышенная текстильность» русского интерьера XVI-XVII веков нашла свое продолжение в популярной манере вешать коврик над кроватью, распространенной в быту простых людей. Да и не только простых. Вгляните на эту фотографию 1890-х гг. — это спальня Петра Ильича Чайковского.

Спальня П. И. Чайковского. Клин. Фото 1890-х

Русская любовь к тканям оказалась благодатной почвой для увлечения восточным искусством, мода на которое возникает во второй трети XIX века. В высшем обществе считалось, что хотя бы одна комната в доме должна быть оформлена в восточном стиле. Обязательным его компонентом был настенный ковер с ориентальным узором, привезенный из Ирана, Азербайджана, Турции, Средней Азии или с Кавказа.

Уголок персидской гостиной в доме генерала П. Н. Шатилова. Тифлис, 1890-е

В зависимости от возможностей коврами ручной работы либо закрывали несколько стен, воссоздавая дух сказочного дворца, либо вешали хотя бы один аутентичный экземпляр, который сразу задавал нужный тон всему интерьеру.

Персидская гостиная в доме генерала П. Н. Шатилова. Тифлис, 1890-е

По кавказской традиции поверх ковра располагали оружие, а на пол ставили мягкую мебель без каркаса, часто ее также накрывали коврами. В таком персидско-турецко-кавказском стиле оформляли различные по функции помещения: кабинеты, будуары, библиотеки, гостиные, спальни.

Будуар и спальня Елены Егоровны Вурцель в восточном стиле. Тифлис, 1890-е

Вплоть до 1910-х гг. восточные комнаты были излюбленным местом общения дворянской молодежи, а после революции продолжали существовать в интерьерах русских эмигрантов.

Кавказская спальня латышской актрисы Лилии Штенгеле. Рига, 1930

Мода постепенно распространялась и в среде обычных горожан. Вполне вероятно, что «странная» советская идея, возникшая будто бы ниоткуда в XX веке, на самом деле является естественным продолжением истории русского интерьера.

Фабрики Туркменистана, Азербайджана, Армении, Украины, Молдавии, Казахстана, а также Дагестана и других областей изготавливают высококачественные и высокохудожественные ковры ручной работы, которые продавались в Союзе и шли на экспорт.

В передовом российском дизайне интерьера шерстяной ковер на вертикальной поверхности вряд ли увидишь. Гораздо смелее действуют наши западные коллеги, которые вешают на стены своих проектов не только безворсовые килимы и сумахи, но даже махровые изделия и простые паласы.

Очевидно, что этот способ декорирования сам по себе уникален. Орнаментальное тканое полотно, имеющее закрытую композицию, удобнее всего рассматривать целиком, когда оно ничем не заставлено и не искажено перспективой.

Конечно, такое украшение обычно доминирует в интерьере, поэтому надо предусмотреть, чтобы все остальное — отделка, мебель — не перебивало впечатления цветом или дробностью деталей.

Ковер должен быть соразмерен площади комнаты и занимать не более 1/3 ширины стены. Исключение составляют ориентальные интерьеры — там стилевые особенности позволяют существенно увеличить количество настенных ковров

Если же говорить о современных стилях, то и в них самые разные ковры «живут» на стенах очень органично.

Западным коллегам по дизайну легко и непринужденно удается мисковать их с лофтовыми кирпичами и диванами Честерфилд, этническими тумбами и стулом Макинтош.

Ковер, как правило, размещают в спальне над кроватью или в гостиной на самом видном месте.

Очень стильно смотрятся эклектичные сочетания — например, с металлическими трубами, кроватью из ценных пород дерева и лампой Тиффани.

Говорят, что свобода от предрассудков дает человеку возможность понять самого себя. Что ж, может быть, и в вопросе с настенными коврами пришла пора новых творческих поисков и решений?


Теги
#дом
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Elena Shitakova
Elena Shitakova
Автор
506 дн. назад
/// Scroll to comments or other