Основы гармоничного интерьера. | Colors.life
278

Основы гармоничного интерьера.

Гармония — это путь к совершенству. У неё много лиц, но внутренняя суть одна — стремление к равновесию, спокойствию и наполненности. Ни дорогая мебель, ни редкая эксклюзивная отделка не сумеют создать притягательной атмосферы в доме, если не будут открыты для гармонии. Но как её достичь? И возможно ли описать методы создания? С большой долей условности, но всё-таки да. Этим и занимаются талантливые дизайнеры. Они используют простые, но очень важные инструменты — баланс, ритм, пропорции и размеры. Всё это, как и много лет назад, работает на создание эстетичного интерьера.
Баланс
Интерьер, в котором все предметы и детали находятся в балансе, воспринимается легко, производит благоприятное впечатление. Ведь баланс, по сути, — это зрительное равновесие всех составляющих интерьера. Почему зрительное? Да потому что совсем необязательно на самом деле использовать одинаковые по размеру предметы, достаточно умело обыграть сходство по фактуре, цвету, восприятию и т. п. Например, будет вполне удачно расположить в одной комнате диван и кушетку с похожим декором. Или дополнить воздушную хрупкую мебель изящными гравюрами без рамы. Все детали интерьера должны перекликаться, создавать тонкие, но вполне осязаемые связи.
Цели баланса отражают цели гармонии — привести к единому знаменателю всю обстановку. Это очень успокаивает, настраивает на положительные эмоции и упорядочивает мысли.
Художественный порядок и беспорядок
Дизайнеры выделяют три основных вида баланса: симметричный, радиальный и асимметричный. Каждый из них обладает индивидуальными особенностями и своей изюминкой. Но основой для любого вида равновесия является понятие центральной оси — т. е. предмета (элемента отделки, аксессуара), вокруг которого в определённом порядке выстраиваются другие вещи. Он должен отчётливо просматриваться, даже доминировать, но обязательно сочетаться со всей другой обстановкой. Это достигается разными способами: за счёт использования оттенков одного цвета, масштабирования, световых решений, ярких акцентов.
Для симметричного баланса характерно зеркальное расположение похожих предметов вокруг центральной оси. Представьте стену, где следует расположить несколько картин. Если следовать традиции симметрии, то они должны выстроиться на одинаковом расстоянии от центра и пола. Кроме того, обязаны совпадать по фактуре и толщине рамы и хотя бы примерно — по цветовой гамме рисунка. Симметричная расстановка используется, как правило, в традиционных стилях, она очень комфортна для человека, ведь, по сути, — повторяет его природу.
У радиального баланса другие методы — необходимо расположить похожие предметы вокруг центральной оси, но не в линейной плоскости, как при симметрии, а более объёмно — по радиусу комнаты. Самый распространённый пример такого баланса — кухонный гарнитур: вокруг массивного обеденного стола по кругу расположены одинаковые стулья.
Вышеописанные примеры вполне понятны, их нетрудно создать и даже поэкспериментировать с дополнительными возможностями. Чего не скажешь об асимметричном балансе, попытка воплощения которого вполне может обернуться крахом. Суть асимметричного равновесия — в расположении разнородных предметов вокруг центральной оси. Но эти предметы не должны быть абсолютно разными. Их обязательно должно что-то объединять — цвет, фактура, форма. Например, те же картины: если они разные по размеру, форме рамки, но примерно сходны по цвету рисунка и обрамления, то это неплохой вариант для создания асимметрии. Для этого располагаем их, например, на противоположных стенах, создавая причудливые группировки. Задача тем сложнее, чем больше предметов в комнате, требующих включения в сбалансированный интерьер. Именно поэтому создание чего-то подобного требует либо обширных знаний, либо тонкого вкуса и предельного внимания. Но игра стоит свеч: благодаря асимметричному балансу можно добиться движения, жизни, динамики любого современного помещения — от классики до хай-тека.
Впрочем, существует немало дизайнерских теорий, доказывающих красоту несбалансированной асимметрии. Например, комната, по своей конфигурации изначально неравномерная, с заметными уклонами и несимметричными изгибами, может стать ценным началом подобного эксперимента. Дизайнер выгодно преподнесёт её угловатость и «неправильность», используя разнородные предметы, парадоксальную обстановку и подчёркнутое несовпадение линий. И комната перестанет «стесняться» своих нестандартных форм, а наоборот — словно выставит их на всеобщее обозрение, следуя свободному, экстравагантному стилю.
Но что ни говори, а правила баланса — основа грациозного интерьера. Следование им говорит о том, что хозяин дома — человек со вкусом, стилем и развитым чувством прекрасного.
Эстетика пропорции
Важно уметь сочетать не только цвета, формы и фактуры, но и размеры предметов, участвующих в обстановке. Для этого стоит придерживаться правильной пропорции, т. е. сочетания по размеру всех элементов — между собой и пространством в целом. К примеру, высокий и массивный шкаф будет смотреться глупо в окружении изящных и миниатюрных стульчиков, статуэточек, диванчиков. И наоборот, маленькая кованая скамеечка совершенно потеряется (даже при очень искусном декоре) на фоне крупногабаритных диванов, картин и тумб.
Любое несоблюдение пропорций для тонко чувствующего человека выражается в ощущении диссонанса, нарушенного комфорта и хаоса. Именно поэтому важно обставлять большие просторные комнаты массивными внушительными предметами, а маленькие — изящными, тонкими и воздушными, чтобы максимально расширить пространство. Этому правилу очень импонирует принцип «золотого сечения», созданный ещё древними греками. Его суть в эстетике пропорции — не всякое соотношение по размеру можно назвать целесообразным. В задачу дизайнера как раз и входит отыскать оптимальное решение для любого интерьера.
Но пропорциональность дома должна, в первую очередь, согласовываться с человеком. Если вы высокого роста, то не захотите постоянно сгибаться перед миниатюрной мебелью, а если невысокого-то будет неудобно бегать за стремянкой, чтобы достать книгу с высокого стеллажа. Поэтому при построении интерьера стоит учитывать индивидуальные особенности каждого.
По правилам музыки
Задача ритма — вызвать отклик, яркие впечатления. Он создаётся путём повторения неких интересных фрагментов в определённой «музыкальной» последовательности. Другими словами, ритм — это визуальное повторение, преемственность, организованное «движение» предметов. Взгляд, обращённый на комнату с «правильным» ритмом, движется поступательно, медленно и… восхищённо. Здесь всё кажется уместным, понятным, а оттого — близким и гармоничным. Например, повторяя один и тот же цвет с определённым интервалом, можно добиться ощущения полной гармонии и единства всего убранства. Можно и с силуэтом поработать — «срифмовав» для этого круглые и квадратные предметы в одной комнате.
Для достижения ритма можно использовать несколько приёмов. Например, контраст: когда в одно целое сливаются противоположные по цвету или фактуре элементы. Такой дуэт может подчеркнуть достоинства интерьера и освежить обстановку. Но не менее значим и приём повторения, когда один и тот же элемент применяется неоднократно. Например, использование в пространстве комнаты или дома мебели из массива сосны. Или геометрических аксессуаров. Или природных мотивов декора.

Творческий интерьер — это гармония и акцент на индивидуальности. Для его воплощения необходимо многое: знание, талант, вкус, чувство стиля… Вы можете попробовать свои силы в этом нелёгком деле: воистину, оно прекрасно своей сложностью и разнообразием креативных решений. Но можно и обратиться к специалистам, которые помогут советом и делом, разрешая даже очень сложные дизайн-задачи.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Валентина Крупенко
Валентина Крупенко
591 дн. назад
/// Scroll to comments or other