Русские интерьерные стили: какие они? | Colors.life
168

Русские интерьерные стили: какие они?

В мире есть четыре расхожих представления о том, что такое “русский стиль” в интерьере: это дворцы, избы, дачи и “ячейки” конструктивизма. Выясним, много ли в них на самом деле русского.

1. Материалы в отделке русских дворцов были роскошнее, чем на Западе?

НЕТ: самый экстравагантный пример нашего дворцового декора, Янтарная комната
в Царском Селе была сделана в Пруссии по заказу Фридриха I и потом подарена
Петру I.

2. Местные камни играют в декоре символическую роль?

ДА: гигантские вазы из уральского малахита и лазурита в залах Эрмитажа и яшмовые чаши в Павловске напоминают о богатстве уральских приисков и мощи империи. Жаль, пушнину в интерьере некуда было применить.

3. Были ли у нас национальные мебельные стили?

НЕТ: до основания мастерских в Талашкине и Абрамцеве мы копировали Запад. И ДА: местные материалы, такие как карельская береза, делают русскую мебель оригинальной.

4. Печь – неотъемлемая часть русского интерьера?

ДА: без нее жить в нашем климате нельзя. И НЕТ: деревенская печь не только обогревает – она, как всякая “профессиональная” кухня, сугубо функциональна. В городе ставили ее упрощенные и украшенные варианты, для готовки не предназначенные – такие, как изразцовая печь в Теремном дворце Московского Кремля (1636).

5. Дерево – главный строительный материал России?

ДА: безусловно, его было много, и оно было дешево. С деревом связаны все конструктивные достижения русских строителей. Но для иностранного ума важнее резной декор, который для нас имел как раз второстепенное значение. Дверь на “русской” даче Ива Сен-Лорана (справа) – пример декора избыточного. А резная колонна из гостиной дома Андрея Кончаловского (слева) – разумный компромисс между пользой и украшениями.

6. Изразец – черта русского национального декора?

ДА: плитка, вроде ярославского изразца XVII века (справа), украшала фасады теремов и печи в городских домах. И НЕТ: “национальность” изразцов относительна – русские заимствовали технологию и орнаменты на Востоке (слева – узбекская керамика XIV века.)

7. “Венский” стул тонет – неотъемлемая часть дачной обстановки?

ДА – но вовсе не из-за “низкопоклонства перед Западом”. Все дело в его дешевизне и удачной конструкции: дачная мебель должна быть легкой и удобной для перевозки.

8. Ковры в дачном интерьере – дань русским традициям?

ДА: в той мере, в какой традиции Азии и Кавказа можно считать “русскими”. И НЕТ: собственно кавказских ковров было мало – куда популярнее оказались иранские, например, из Тебриза.

9. Дачная мебель – это всегда немножко ретро?

НЕТ: даже такая уютная “бабушкина” вещь, как настольная лампа с абажуром (на фото – лампа Tiffany, 1890-е), была на рубеже XIX–XX веков приметой прогресса – на ее форму повлияло распространение электричества.

10. Авангард – это только архитектура, которая мебельный дизайн не затрагивала?

На первый взгляд, ДА: дом Константина Мельникова был обставлен консервативными венскими стульями. И все же НЕТ: стоит вспомнить хотя бы мебель для “Рабочего клуба” (на фото) по дизайну Александра Родченко (1925).

11. Авангардисты презирали бытовые мелочи?

НЕТ: “мелочи” нужны и в социалистическому быту – поэтому Казимир Малевич и сделал для ЛФЗ сервиз “Белый” (1924).

12. Авангард неразрывно связан с идеологией?

НЕТ: голландец Геррит Ритвельд создал свое авангардное кресло Red/Blue (1918) без всякой социалистической задней мысли.

13. Запад копировал нашу архитектуру?

НЕТ: конструктивистских зданий в Европе как раз нет. Но идеи авангарда использовали мебельщики – как Петер Келер, проектируя эту колыбель Bauhaus (1922). материал с admagazine.ru


Теги
#дизайн
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Наталия Железнова
Наталия Железнова
Автор
507 дн. назад
/// Scroll to comments or other